Больше рецензий

12 марта 2023 г. 00:55

296

3 Вэйрд Лиготти, или странная абракадабра

Существование состоит из небывальщины, за пределами которой не существовало ничего, кроме еще большей абракадабры, окончательной, высшей абракадабры высшего подряка. (С)

Под одной обложкой объединены, почему-то два абсолютно диаметральных по времени сборника рассказов Лиготти за 1994 "Ноктуарий" и за 2006 год "Teatro Grottesco". Первый сборник совсем не отложился в голове. Попросите меня рассказать, о чем он был - не смогу ответить. За очень редкими исключениями: мне запомнились "Ангел миссис Ринальди" и ... И всё. Только один рассказ. А вот второй порадовал, благодаря ему я даже добавила балл оценки. Театр гротеска интереснее, объемнее и понятнее, чем весь предыдущий экзистенциальный бред. Вот здесь уже можно выделить несколько захватывающих и даже отчасти пугающих рассказов: "Чистота", "Шут-марионетка", "Наш временный управляющий" (самый страшный рассказ),"Бензозаправочные станции", "Дом с верандой"ак по мне, самый крутой из всех!).

Это мое первое знакомство с Томасом Лиготти. Пока что не могу понять для себя - буду ли его продолжать. О нем почему-то хвалебно отзываются критики, но меня он не зацепил. Чувствуется влияние Лавкрафта, в чем-то можно увидеть отголоски Кафки и Стивена Кинга. Театр гротеска многими рассказами смахивает на "Кабинет редкостей Гильермо дель Торо" (фраза "экспонаты выдуманного музея" навеяла название данного сериала, интересно, случайно ли есть сходство?). А в одном из рассказов я увидела схожие черты с "Домом листьев" Данилевского. Это всё хорошо, однако же пишет Лиготти в жанре странной прозы - о чем самолично поясняет нам в предисловии к сборнику. Он погружает нас в тревожное и нигилистичное состояние, заставляя сомневаться в себе и в окружающей реальности, стирая все существующие грани, удерживающие наше сознание. Всё у него в серых тонах, пессимистичное, какое-то фантасмагоричное, непонятное и чересчур погруженное в различные аспекты религии, философии и психологии. Единственное, почему Лиготти в принципе можно осилить - короткая форма его творчества - а именно рассказы и только рассказы - порой даже лишь в одну страницу. Мне думается, что людям с тревожными расстройствами личности и в состоянии депрессии Лиготти лучше не читать.

Что мне особенно не понравилось: странная проза является поджанром хоррора, однако же рассказы Лиготти не пугают. Мужчина, превратившийся в паука? Голова на ножках, кричащая как младенец? Так пугали читателей во времена Лавкрафта или Эдгара Аллана По. Кого сейчас этим можно напугать, как и летающими перечницами из Доктора Кто? (ужасные далеки!). Возможно, в виду моего непринятия первого сборника и его непонимания от слова совсем - меня все эти истории и не напугали. Я часто ловила себя на том, что метафизические образы и пространные философские рассуждения только вгоняют в скуку и сон, я не догоняю о чем этот болезненный поток мыслей и из головы мгновенно стирается все прочитанное. За это большущий минус - из разряда ожидание и реальность. И всё же хочу добавить, что философские и психологическое вещи читать я очень люблю, Лиготти скорее всего просто не мой автор.

По итогу сборники оставили ощущение разочарования, желания рефлексировать на тему " в чем смысл жизни и есть ли он вообще", и гуглить "что такое Тсалал". Для расширения кругозора и ознакомления с автором и поджраном "вейрд прозы" - прочитать можно. Будьте готовы либо ничего не понять, либо загрузиться настолько, что вам понадобиться перезагрузка сознания. Я нахожусь где-то на развилке.


Прочитано в рамках игры KillWish.

Комментарии


Низкий поклон! Просто нет слов.

Лиготти — один из т. н. "Учеников Лавкрафта", нередко встречал его работы в сборниках, посвящённых "дедушке Говарду", которого я безмерно уважаю.

Увы, даже творения Лавкрафта — одного из родоначальников жанра, непревзойденного мастера ужасов, с чьим величием в истории может сравниться разве что Эдгар Аллан По..  Действительно морально устарели, так как все идеи, использованные в них — уже тысячи раз были использованы и развиты в духе времени многими современными авторами и сценаристами, поэтому сейчас уже не выглядят оригинально и пугающе (если не включать фантазию).. Поэтому, к примеру, вместо экранизации "Хребта Безумия" мы получили "Прометея" и "Чужой против Хищника", использующих схожие сюжеты...

То Лиготти.. Подражатель — по определению не может претендовать на величие. А уж тот, кто пытается, не меняя и не осовременивая стиль.. Едва ли достоин почитания.

Можно, используя современные кисти и краски, технологии — рисовать картины в стиле Пикассо.. Но зачем? Ведь чтобы повторить творение не только по стилю, но и по духу — нужно иметь то же мышление, ту же фантазию, что и исходный автор..

Можно писать в стиле Лавкрафта.. Можно рисовать аналоги работ Пикассо.. Но ты никогда не станешь столь же талантливым,, как и они, выбирая доступные лишь гениям пути.  На то они и гении, что их деяния — неповторимы.

Ридли Скотт. Стивен Кинг. Каждый из них учился у Лавкрафта, но только чтобы найти себя и свой путь, модернизируя идеи гения.

Лиготти же не сделал даже этого. Согласен. Как по мне — он сильно переоценен

Добавить нечего, ты всё сказал)