Больше рецензий

9 марта 2023 г. 14:51

359

2

Несколько раз я читал об идее благотворного влияния цензуры на качество художественных произведений. Идея была в том, что под влиянием различных запретов писателям приходится проявлять изобретательность для выражения своей позиции. Для иллюстрации использовалась метафора возникновения под высоким давлением алмазов из угля. Но либо данная теория работает только на большой выборке, либо она в принципе не имеет ничего общего с реальностью. Можно провести параллель с романом написанном по мотивам компьютерной игры, в данном случае S.T.A.L.K.E.R. На первый взгляд написание такого произведения кажется сложной задачей. Есть жёстко установленные рамки жанра, место и времени действия. Вероятный запрет на кардинально меняющие магистральный сюжет события. Обязательное использование узнаваемых элементов игры вроде моделей оружия, артефактов, локаций, топонимов и имён собственных. Это как раз просто, но значительно сужает круг потенциальных читателей, так как это работает только для тех, кто играл в соответствующую компьютерную игру. Сам я к этой категории не отношусь, так что большинство отсылок прошли мимо цели.
Сюжет конкретно этого романа похож на обычный коридорный шутер с твистом в конце. Время и место действия – альтернативное будущее (на момент написания) в зоне отчуждения ЧАЭС после возникновения аномалии. С романом братьев Стругацких, как и с фильмом Тарковского только самые общие пересечения, которые не могут служить основанием для иска о защите прав на интеллектуальную собственность. Главный герой, Никита Нефедов, солдат срочной службы из спецбатальона, чьей задачей является удерживать зону и её порождений в существующих границах. Под влиянием кризисной ситуации принимает решения сбежать от дедовщины в зону, а затем пытается из неё выбраться. Причём его маршрут разбит на этапы-главы, которые маркируются меняющимися кличками

спойлер
Каша, Погон, Шрам, Дезертир
свернуть

отражающими эволюцию персонажа. Психологически это кажется не очень достоверно, но жанр и сюрреалистическое окружение частично нивелируют мою претензию. В ходе путешествия главный герой получает новое оружие и экипировку, побочные квесты, приобретает и теряет спутников, убивает различных монстров, участвует в перестрелках с членами группировок. (Повторюсь – упоминаемые названия обеспечивают эффект узнавания для игравших в шутер). Финальный твист предсказуем, но интересен. Стиль без изысков, но не вызывает отвращения. Заметил пару редакторских просчётов, но они не показались критичными. В общем алмаз не получился.
Но в конце рецензии я придумал ещё одну метафору, которая даже лучше подходит – бонсай. Основной метод выращивания крошечной копии настоящего дерева состоит в искусственном ограничении корневой системы. Крошечное дерево требует множество усилий, результат не гарантирован, а в итоге получается то, что может оценить только специалист.
Дополнительное задание март: с поправкой на жанр фантастического боевика и отсутствие у меня профильного образования – Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство.