Больше рецензий

9 марта 2023 г. 14:02

185

3 Кто начинал на дайри.ру?

Книга-дежавю. Сколько мы таких написали с ПЧёлками на дайри, не пересчитать; в виде игр, комментариев, бесконечных мобов. Было весело, азартно, креативно - и "Дом без номера" мне всё это напомнил, за что ему спасибо. Но то, во что занятно играть, вряд ли можно назвать полноценной книгой. Она показалась пустой.

Игра наполняется смыслом в момент проигрывания и к тому же обладает важной условностью под названием "остановись, мгновенье, ты прекрасно". Мы писали истории онлайн, быстро, экспромтом, совместно, на скорость, по каверзным задачкам, картинкам - это делало рассказы сиюминутно интересными и наполненными. Вряд ли сейчас они показались бы шедеврами. "Дом без номера" - как раз такой не шедевр. Там огромное количество героев с необычными способностями, которые якобы живут среди нас, однако ни одного из них я через 5 дней после прочтения и вспомнить не могу. Там Коломбина была, да. Но кто она, что она, зачем и кстати, вообще, кажется, не в доме живёт.

Дом стоит в Петербурге, городе творческих людей (это определение автора). Ощущения Петербурга нет. Что не удивляет, потому что Бережная - москвичка. Нет, ну, я не в укор ;) Просто этот дом мог бы стоять на Арбате и нисколько не пострадать от локации. Дело же не в том, что вокруг дома нет ощущения Петербурга, а в том, что в доме нет петербуржцев. Там вообще напряжёнка с русскими. Евреи, поляки, французы, американцы, немцы, греки, финны - Вавилон отдыхает. В чём смысл, я понять не смогла. Если идеи книги рассказать про творческую жилку Питера, то почему не через местных жителей? Или испарения торфяных болот на любого приезжего действуют как галлюциноген? Торф, кстати, происходит от имени Тор, поэтому на нём (ай, да на обоих) хорошо приживаются абрикосовые деревья. Я с рождения болотами творческими дышала, не спорьте. Почему-то у меня чувство, что автор книги бывала на дайри времён его расцвета - до чего же знакомые бредни и образы. И некоторых персонажей хочется назвать иначе, старыми знакомыми никами.

Вспоминала во время чтения и Горана Петровича. "Атлас, составленный небом" как раз очень сильно повлиял на дайри-игры - герои со странностями, истории, начинающиеся за краем листа; карты неоткрытых фантазий и непокорённого воображения. Всё это угадывается в "Доме без номера", но в обеднённом виде. Там, где у Петровича бескрайнее и удивительное, у Бережной как-то больше похоже на психические расстройства, депрессию и отсутствие медикаментозного лечения.

И самая главная, на мой взгляд, ошибка людей, пишущих про Петербург, снимающих Петербург, это мечты о других городах внутри Питера. Сидишь на питерской крыше и мечтаешь о Риме - не местный. Открываешь кафе, внутри которого Москва - странный не местный. Населяешь дом без номера иностранными чудаками, а не питерскими - ничего просто не знаешь о последних. Так зачем?

Не жалею, что прочитала, поностальгировала, рекомендовать могу фанатам дайри.ру; может быть, тоже кого-нибудь узнаете.