Больше рецензий

25 января 2014 г. 01:40

1K

5

Маринина смерть будет самым глубоким, жгучим – слов нет – горем моей жизни.


Нельзя любить творчество человека, и в тоже время оставаться безразличным к тому, каков он, этот человек. Ведь творчество - это часть человека, а не отдельное "нечто". Никогда творчество не может быть просто безликим повествованием, любой посыл - это внутренние порывы, внутренние ощущения, это просто твоё внутреннее "Я".
Да, я люблю поэзию, многие не верят, но я частенько беру томик по ночам и начинаю перечитывать любимых поэтов. Но как много мы видим через стихотворения и как много ещё сокрыто в потёмках души нашей: в истории нашей жизни.
Удивительная Ася Цветаева передала нам историю той Марины, которую мы не знаем, или знаем, или знаем не так. И не узнали бы. Здесь всё: и детство, и взросление, и начало творчества, и тяжелые будни, и времена-нравы, и Коктебель, и Волошин, Сергей Эфрон, дочка, Гражданская Война.. Но самое главное - здесь чувства, любовь, здесь сама жизнь дышит и струится.
Ах, насколько же прекрасна поэзия Цветаевой, что действительно заслуживает такого увесистого издания как "Воспоминания Анастасии Цветаевой". Поэзия Марины, как и вся её жизнь, такая разная - может быть легкая и мелодичная, а может быть тяжелая, больше напоминающая ломанную линию, чем мелодию вальса, но в любом случае поэзия в своеобразной прекрасной форме изображает любые события и чувства, не подстраиваясь под эту форму, а используя ее для достижения своих целей. "Поэт - совесть эпохи!" И слышать эту совесть - значит понимать суть событий.
Путь женщины-воина. Без всякого банального феминизма. Просто человек хотел "быть", а не существовать. Марина хотела любить, чувствовать, жить!

Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное, родное — какая скука!


Была головокружительная влюбленность в неординарного человека. Неважно кто это – женщина, мужчина - какая разница! Если сердце начинает учащенно биться при встрече, если каждый взгляд и прикосновение приносит трепетное ощущение близости. После случившегося же и в течение происходящего в стихах Цветаевой явно прослеживается неодобрение ко всему, что касается их отношений с Парнок. Но самое главное, то, что еще в начале отношений с Парнок Цветаева знает – им не быть вместе, не будет и других гомоэротических связей. Стихотворение "Подруга" заканчивается следующими строчками: За эту ироническую прелесть, Что Вы - не он...
Цветаева великая в своем роде писательница и поэтесса. Её "неправильные" рифмы, сочетания казалось бы несочитаемого, - странные окончания слов, самопридуманные слова и т.д. и т.п. - это всё удел, не побоюсь этого слова, гения Марины Цветаевой. Со школы еще я помню эту неприязнь учителей литературы, котрая проявлялась, как только мы доходили до творчества Цветаевой. Или как только мы доходили до биографии? Я уже вряд ли вспомню, но помню и знаю, что многое из её автобиографии замалчивалось. Но я считаю ее гением.
Она относительно сложная поэтесса с индивидуальными и особенными чертами, которые понятны лишь немногим. И в то же время, искусственные обороты, возможные только лишь в стихах девочек-старшеклассниц, когда гормональный фон не даёт возможности ощутить себя и реализовать, настолько похож на стиль Марины, а соответственно понятны её стихотворения всем без исключения, просто разное восприятие.
Сильная и мужественная Марина, перенесшая столько лишений, бед, смертей... детей, друзей.. Разлуку. Страшное дело! Закалило и сделало сильней. Может быть и можно назвать ее стихи истеричными и крайне эмоциональными. Но не в этом ли прелесть ее открытой поэзии? Разве наши чувства всегда спокойны? И разве не правду выражают строки "...что ни одна до самых недр мать так на ребенка своего не взглянет, что за тебя, который делом занят, не умереть хочу, а умирать..".
Когда расстаешься с человеком надолго, остаются приятные воспоминания о времени проведенным с ним. И тогда понимаешь, как хорошо было вместе, и то, что мы не ценили то время, которое было дано нам.. И что уже не вернуть прошлого. Воспоминания есть добрые, светлые, а есть и страшные. Страшны потери, страшны человеческие болезни и смерть. Не дай Бог никому. Наверно, нам, людям, нужны испытания, но воспоминания о них способны разрушить сердце и убить рассудок. Но как ни страшна смерть физическая, смерть моральная еще ужасней. Воспоминания о светло-голубом.. или сером. Об улыбке. Как ножом – острым, ребристым, по запястьям. А могут быть воспоминания о будущем, если там – все такое же? И какая разница тогда.. все течет, все изменяется, а всё описанное Анастасией Цветаевой в сборнике - всё правда.. Правда жизни.
Когда я впервые познакомилась с томиком цветаевских стихотворений, всё было как удар. Слова, вывернутые наизнанку, скрещенные между собой, слитые в одно целое и гордящиеся своей индивидуальностью. Ритм, требующий полного подчинения себе души, отдающийся внутри болью и чувством, ярким до материальности. Невозможно судить об оправданности и правильности тех или иных эмоций, когда они стихотворными строчками проходят внутри, заставляя вздрагивать в такт этому чёткому до боли ритму.

В рамках "Нон-фикшн")

Комментарии


Нельзя любить творчество человека, и в тоже время оставаться безразличным к тому, каков он, этот человек.


Всё взаимосвязано, одно не отдельно от другого.


Ань, безусловно!


Но как много мы видим через стихотворения и как много ещё сокрыто в потёмках души нашей: в истории нашей жизни.


Я думаю, нужно дорасти по поэзии... Я вот никак не созрею)

Невозможно судить об оправданности и правильности тех или иных эмоций, когда они стихотворными строчками проходят внутри, заставляя вздрагивать в такт этому чёткому до боли ритму.


это твои слова? Это правад твои слова?


Я советую дорасти до неё. Но поэзия Цветаевой волшебна.. И понятна каждому. :)
Я очень много прочитала поэзии... Разной..
Да.


Понятна каждому? Вот тут бы я поспорила...
Стихи Марины Цветаевой и Ахматовой я воспринимаю только в песнях почему-то
Столько глубины в твоих фразах! А можно делать цытаты из рецензи?


Потому что это просто привычно нам. Они же пишут о любви, о трудностях, о расставаниях. Нет, поэзия не может быть понятна каждому.. Безусловно. Но я в каждом временном периоде своей жизни находила что-то ТО, что-то ТАКОЕ понятное себе, близкое.. И пусть мне 13 лет, или больше 20. :)
Нет, можно просто в избранное сохранить))


согласен и присоединяюсь


Прекрасная рецензия. Цветаева действительно непроста - и как поэт, и как человек. Советую Вам почитать и её дневниковую прозу, если Вы с ней еще не знакомы


Спасибо! Нет, не знакома. Посмотрю сейчас :) Спасибо вам за совет!


Спасибо вам за эту рецензию! Цветаева это мой поэт, на 100%. У меня дома около 15 разных ее сборников лежат, и песни, и аудио в телефоне. Читаю, когда плохо на душе, либо просто в дороге, наизусть, про себя...
Я прочитала эту книгу лет в 17-18 и до сих пор помню все четко.
Честно говоря, эта книга была единственной в жизни, которую я "забыла" сдать в библиотеку. Я просто не смогла с ней расстаться. Принесла взамен много других книг, а эту оставила себе.


Лена, спасибо вам за комментарий! Я часто в школьные годы рассказывала её стихотворения на конкурсах чтецов, на уроках, да и просто так. Да, Цветаева вот так по-детски, по-наивному, по-юношески, но очень понятна и близка.. К слову, эту рецензию я писала впопыхах относительно, и как-то немного не раскрыла той сути, которую хотела, но я рада, что люди её оценили, и спасибо вам за это!

Честно, думала, что вы у меня в друзьях, ан нет :) Зашла к вам в профиль, Моэм в любимых, полезла в рецензии.. И утонула.. Как я люблю Моэма! Буквально последние месяцы раскрываю его для себя, влюбилась я в него. Обязательно откомментирую ваши рецензии в ближайшее время. И в друзья добавлю :) Очень хорошо уж пишете вы!


Я честно говоря давно хочу написать в ЖЖ у себя о Цветаевой, о своем отношении к ней, но все не находятся слова,поэтому понимаю, как трудно говорить про нее, особенно если любишь ее творчество, музыку ее слога.
Рада нашему общению :) Будем дружить!

А Цвейга читали? Моэм у него учился. Наверно самая сильная книга прошлого года у меня-его "Кристина".


Это да, сложно, но можно пытаться. у меня получилось как-то так.
отложилось, что я еще и писала второпях действительно. то есть как струились слова, так и получилось все в рецензии)

нет, даже не знала, что Моэм учился у Цвейга! ты открыла мне глаза, надо же! у Цвейга читала "Нетерпение сердца" в школе лишь, "Кристину" не читала, спасибо, посмотрю :)


А я Цвейга вот только в 30 лет открыла. В школе вообще не касалась, что удивительно.
Наверное это даже и хорошо. Некоторые книги лучше читать уже с жизненным опытом.


Безусловно! Или читать и перечитывать.
Нет, я только "Нетерпение сердца" читала, мне библиотекарша школьная очень советовала! Вот :) И очень понравилось.