Больше рецензий

3 марта 2023 г. 10:45

262

5

когда-то очень давно я посмотрела на канале тани bookовски видео об африканской литературе и там упоминалась книга тревора ноа. тогда всё моё внимание было приковано к «американхе» нгози, а про «бесцветного» я подумала, что тревор ноа, конечно, умничка и всё такое, нооо как же его текст может мне понравиться, если он не писатель (ну и снобище же я). ещё я подумала, что он ну вот прям точно писал её, потому что ему предложили издать книгу, как многим селебам. в общем-то, я не горела желанием взяться сразу же, но закинула в «хочу прочитать» на лайвлибе. уже когда я прочитала «американху» и немного в ней разочаровалась, подумала, что уж кто-кто, а тревор ноа не сможет меня разочаровать, ведь это не художественная литература, так что по крайней мере развлеку себя чужими историями из жизни.

ну и, что томить, я ошибалась, я ошибалась, я ошибалась. тревор ноа - десять из десяти.

раньше я видела, может, парочку выпусков с его стендапом и видео, где интервьюер докапывается до того, как обидно он пошутил. ну и, собственно, всё. поэтому я была невероятно удивлена тем, что книга так хороша.

пока читала, никак не могла понять, какую тему он выбрал, как главную. книга о матери? о том, как она была сурова и как она его любила? о расизме? об апартеиде? о том, что было после? о религии? о насилии? о бедности и богатстве? собственно, я так и не смогла определиться с тем, что было самым важным. и это не бесило меня. мне не хотелось закатывать глаза и восклицать «обоже, тревор, определись о чём ты пишешь, в конце-то концов». потому что текст очень грамотно выстроен. чем-то напоминает стендап концерт, где из одной шутки вытекает другая и изначально кажется, что они совсем не связаны, а потом ты видишь, как они все переплетаются. в общем, можно не сомневаться, что все ружья выстрелят (в контексте сюжета книги звучит так себе, нооо).

до этой книги я и подумать не могла, что тревор ноа родился и провёл своё детство и юность в южной африке, живя в бедности, будучи незаконным ребёнком во времена апартеида и не принимаемый своими же. я думала: но он же тревор! я читала до этого африканскую литературу и там не было никаких треворов. имена в африке похожи на пароли средней сложности, когда для зелёной надписи «надежный пароль» не хватает нескольких заглавных букв и цифр. но мать называет его тревором. и он будет первым в семье, чья судьба не будет предопределена именем.

рождённый чёрной женщиной от белого мужчины во времена апартеида он с самого первого дня неудобен для мира, в котором живёт. он не может пройтись с мамой за руку, потому что чёрная женщина не должна гулять с цветным ребёнком. он не может быть рядом с отцом, потому что тот белый. для цветных он слишком тёмный, для чёрных слишком светлый, семья матери и вовсе считает его белым. по цвету кожи он не вписывается ни в одну группу и поэтому учится говорить на разных языках, чтобы люди видели в нём своего хоть в чём-то. этим обусловлен перевод названия, как «бесцветный» (и мне это не нравится), хотя в оригинале «born a crime: stories from a south african childhood».

каждый раз, читая о матери автора, меня то бомбило от её выводов, то накрывало волнами восхищения. ну что за женщина, что за женщина! надо отдать должное ноа, потому что он не скатился в оправдания поступков своей матери, не извинялся за неё перед читателями, но честно критиковал и при этом с гордостью писал, каким человеком мать воспитала его и какой крутой была она сама.

в книге вообще невероятно много всего: она смешная и при этом серьёзная. ноа поднимает темы, о которых говорят аккуратно, чтобы никого не обидеть, но он не пытается лебезить перед читателями, не пытается извиниться за своё мнение, и при этом он совсем не токсичный и не грубый. удивительно насколько он уважителен ко всем, кого он описывает. думаю, это потому что в нём нет обиды и злости, но есть интерес и желание разобраться.

если бы я составляла список книг, которые могла бы порекомендовать всем, то она вошла бы в этот топ-10 или топ-хоть-сколько-нибудь.


(книжный тлг)