Больше рецензий

20 января 2014 г. 23:24

2K

4.5

Пророк наизнанку

картинка Gato_del_Norte

В шутке, что историк - это пророк наизнанку, заключена вся философия истории.

Хосе Ортега-и-Гассет "Восстание масс"


У меня в руках первый том замечательного английского историка Арнольда Джозефа Тойнби. Впервые о его учёных трудах я услышал сидя за университетской скамьёй, и поэтому неудивительно, что в те дни я категорически не помышлял о том, чтобы познакомиться с "Исследованием истории" поближе. Но в один прекрасный постуниверский денёк распродажа в книжном пришлась как нельзя кстати, и руки по старой памяти схватили знакомый плотный томик. А далее в очередной раз подтвердился тезис, что удовольствие от чтения одной и той же книги сильно зависит от того, по своему желанию ты её читаешь или же по необходимости.
То, о чём писал Тойнби, я знал в общих чертах и до прочтения "Исследования истории". Но только непосредственно познакомившись с этим трудом, можно понять, какую же колоссальную задачу ставит перед собой английский историк. В качестве структурной единицы своего исторического исследования Тойнби берёт ни много ни мало целую цивилизацию и рассматривает причины её возникновения, развития, процветания и упадка на всём временнОм протяжении истории человечества.
Конечно, ещё задолго до Вербного воскресенья 1889 года, которое ознаменовалось появлением на свет будущего знаменитого историка, выдвигались различные гипотезы возникновения цивилизаций. Кто-то считал первичным стимулом природные условия, кто-то - расовую предрасположенность к прогрессу, другие и вовсе полагали, что существует по большому счёту только одна цивилизация - наша собственная. Отбросив эти слишком поспешные обобщения, Тойнби выделяет подлинную причину подъёма и становления цивилизаций, и имя ей - вызов. Он может исходить как со стороны сил природы, так и со стороны других цивилизаций. Иными словами, вызов - это тот необходимый стимул, который и заставляет цивилизацию развиваться. Тойнби верно отмечает, что для тех древних обществ, которые не встречают на протяжении своей истории нужного вызова, прогресс оказывается невозможным. Например, древнекитайская цивилизация возникла не в плодородной и климатически удобной для жизни долине реки Янцзы, и на болотистой равнине Хуанхэ (вызов природы). В свою очередь, изолированная цивилизация Полинезии, не встретив внешнего вызова, так и не перешла в период "расцвета", остановившись на скульптуре уровня каменных истуканов острова Пасхи. Однако Тойнби и здесь предостерегает от обобщений. Можем ли мы сказать, что чем суровее вызов, тем выше ответ цивилизации на него? Наверно, нет, иначе сегодня самыми цивилизованными оказались бы народы, живущие за Полярным кругом. Английский историк придерживается золотой середины, полагая также, что и ответ цивилизации на вызов имеет решающее значение для дальнейшего развития. Так рождается вошедшая во все исторические учебники концепция Арнольда Тойнби "вызов-и-ответ" цивилизаций.
Как я уже говорил, начальное представление об "Исследовании истории" у меня было, но насколько удивительным оказалось то, что автор не ограничивается сухими фактами, а пытается рассмотреть культурную и духовную жизнь древнейших цивилизаций. На страницах труда Арнольда Тойнби своё законное место находят мифы и легенды Древней Греции, Шумера, Скандинавии, библейские притчи и гомеровская "Одиссея", аллегорически отображая вызовы и ответы древних цивилизаций. После такого мне оставалось только обзавидоваться эрудированности и начитанности англичанина, но именно в тот момент пришло понимание, насколько же огромный труд историка стоит за этим "Исследованием".

Муза истории Клио щедро раздаёт приговоры одним цивилизациям и благословения другим. Арнольд Тойнби, без сомнения, был тем, кто с поразительной точностью отметил все предпосылки как первых, так и вторых. Но в сущности, это всё дела давно минувших дней. Интересно, что же знаменитый историк может сказать нам не о нашем прошлом, а о нашем будущем?

Моя надежда на двадцать первый век в том, что он увидит установление глобального гуманистического общества, которое будет социалистическим на экономическом уровне и свободомыслящим на духовном уровне. <...> Каждый может быть духовно свободен, не покушаясь на свободу другого. Само собой, широко распространившаяся духовная свобода означает взаимное обогащение, а не обеднение.


Конечно, каким именно пророком был Арнольд Тойнби - "наизнанку" или взаправду, - покажет только время. А для нас, пожалуй, самым важным остаётся вывести к берегу тонущий корабль современной цивилизации, на котором, как на Ноевом Ковчеге, судьба разных цивилизаций стала общей судьбой на всех. Ведь вызовы не остались в прошлом, они следуют один за другим и в наши дни. И от того, как мы ответим на них, зависит наше будущее. Иначе потомки будут вспоминать о нас лишь на уроках истории, как сегодня мы вспоминаем о Карфагене, Шумере или Вавилоне.
Если вообще будет кому вспоминать.

Прочитано в рамках 4 тура флешмоба Нон-фикшн.