Больше рецензий

Romanio

Эксперт

Ищу утраченное

27 февраля 2023 г. 13:34

619

3 В желтой жаркой Африке, в центральной ее части, как-то вдруг, вне графика, случилося несчастье (с)

Ох, уж эти египтологи-любители из XIX века. Пылкие энтузиасты и фантазеры, к которым, без сомнения, относится и Георг Эберс - по совместительству еще и популяризатор истории Египта посредством целой серии романов. С восторгом восхищенного дилетанта он выливает на читателя всё, открываемое египтологией (и вообще двинувшейся на Восток археологией) в те годы. И если с описанием ритуалов, одежды, покоев дворца, садов и причалов на Ниле у Автора всё замечательно, то с сюжетом, увы, такой достоверности и правдоподобия не случилось. Читается "Дочь фараона" как совершенно романтизированная костюмированная сказка по мотивам греческих историков-фольклористов и храмовых надписей. Да и за внешне богатой описательной частью быта и обычаев чувствуется недостаточное понимание Автором самой жизненной логики. Например, персидское посольство может с наступлением темноты вооруженным разгуливать по дворцу властелина Египта, не привлекая ничьего внимания и никем не замеченное, несмотря на огромное количество слуг, охраны и соглядатаев.
Но, давайте, по порядку.
Во-первых, в глаза бросается совершенно неприкрытое восхищение Эберса всем эллинистическим. Начиная от внешности и заканчивая образом жизни. Причем, в романе весь сюжет настолько пропитан этим преклонением, что даже лидийский Крез призывает греческих богов, а фараон сокрушается, что жрецы мешают ему быть эллином.... Весь роман пестрит мудрыми мыслями, изреченными тем или иным знаменитым греком.
Эллинистические круги противопоставлены коренным египетским (а затем и персидским) в культурной, научной сферах, в системе управления государством и армией. Ведут греки себя по-хамски снисходительно, словно высшая каста и совершенно неудивительно, что египтяне их не сильно жалуют, поскольку своё мнение они предпочитают с пренебрежением высказывать по любому поводу, проводя время в совершенно пустом словоблудии, пьянстве и удовольствиях:

– Да, этот Египет, – говорил Феодор, ваятель, – подобен обладателю золотого башмака, который он не хочет снять, хотя он очень жмет ему ногу, а перед ним стоят прекрасные удобные сандалии, к которым ему стоит только протянуть руку, чтобы вдруг получить возможность двигаться свободно и непринужденно.
– Ты подразумеваешь упрямую привязанность египтян к их устарелым догмам и привычкам? – спросил Крез.
– Разумеется, – отвечал скульптор. – Еще два столетия тому назад Египет был, бесспорно, первой страной мира. Искусство и познания египтян превосходили все, что мы были в состоянии достичь. Мы подражали их приемам, усовершенствовали их, придали свободу и красоту неподвижным формам, не придерживались никакого определенного размера, а только естественного первообраза, и теперь оставили за собою своих учителей.

Что ж тут удивляться нелюбви жителей Египта к эллинам, да я сама их чуть не возненавидела....
Во-вторых, сам сюжет настолько примитивен, что не вызывает никакого интереса. В кучу собрано все: экзальтация эмоций, подмена детей, запретная любовь, переодевания, месть, подлый наследник благородного фараона, пренебрегаемый отцом, заложники, шантаж, страшные тайны, влияющие на судьбы государств, пророческие сны. Образы Камбиса и Бартии выстроены на контрасте. Если один груб, то второй изящен, если один жесток, то второй нежен и мягок, первый коварен, второй доверчив и искренен, и т.д. И, конечно, все персонажи умудряются разбалтывать все губительные секреты прямо под окнами соперников/соперниц. И все герои пылают чувствами, не знающими полутонов.
В общем, Г. Эберс собрал на страницах своей работы все имена, которые можно найти в древних источниках относительно выбранного периода и закрутил их в каких-то запутанных сетях этой истории. Крез у него вышел вторым человеком в Персии после царя и куда более достойным занимать это место. Камбис и Бартия разыграли вариацию на тему Шексипировского "Отелло", и все герои творят невозможные глупости, а потом пафосно страдают от их неверного истолкования.
P.S. Весьма позабавили рассказы о верности мужей-египтян единственной супруге и отсутствию у них в связи с этим гаремных интриг, не то, что в Персии...

Комментарии


В желтой жаркой Африке, в центральной ее части, как-то вдруг, вне графика, случилося несчастье

Отличное название из Высоцкого.


Пылкие энтузиасты и фантазеры, к которым, без сомнения, относится и Георг Эберс

вот это точно, читал я один его роман в 90-х, ещё тогда у меня возникал вопрос: "Откуда вы всё это взяли?" Перечитывать не тянет, знаю, "бомбить" меня будет знатно