Больше рецензий

27 февраля 2023 г. 08:46

81

4 Свой специалист.

Чекист - лучший друг человека.

Офицер КГБ соглашается на эксперимент, в котором его с помощью психотропных препаратов вводят в резонанс с магнитно-информационным полем Земли, где он не только подцепляет демона, но и обретает разные странные способности, вплоть до использования исподволь других в своих целях и черпания ладошками антиматерии.

Пустота - есть рай атеиста.

Обычно Тюрина я возвожу в канон как идола не только отечественного, но и мирового киберпанка. Но этот роман пошловат и здорово пахнет 90-и. Герои разнузданные, ГГ вообще неадекват, то трахает в лифте еврейку, а потом пытается прыгнуть в окно четвертого этажа. Затем, шарясь в аномальной зоне, находящейся не территории древней Месопотамии, ГГ приходит к чертогу богов. Благодаря родной конторе и докторам-геодезистам его тело и чердак отъезжают на вечеринку шумерских богов, пропущенную через призму соцреализма. Но, прокачанного психическим электроном майора, голыми руками не возьмешь.

Если не на мне страна держится, так на ком же?

Роман своеобразный, солдафонский, написанный клоунским языком. Юмор в духе Тюрина, вроде того вируса, от которого у арабов обратно отрастает крайняя плоть. Поначалу мнилось мало чего толкового: то ГГ свою любовницу спасал, то ползал в болотах Ирака, где наши доблестные вояки испытывают магнитно-резонансное оружие, пытаясь влиять на ход событий, подключаясь к Ф-полю (Поле Судьбы), однако, на самом деле... На самом деле это напоминает обдолбанных Стругацких. Не зря же Бронзовая улитка ползла к номинации.

Последний слой, этакая ядовитая корка грязи - есть Наш Мир.

Из-за продирания сквозь словесный навал авторского выпендрежа трудно выловить вялотекущий сюжет. То ли оружие порождает мутации, то ли ГГ постоянно бредит, то ли эманации отверженных богов бьются с демонами, подминая под себя земные оболочки. В общем, прозаичные белки (люди), работники мрачной сцены (демоны), матричные сверхорганизмы, формирующие потоки событий (боги), мутантско-чекистские силы отечественного биопанка и прочие странные сущности рулят этим беспредельным сюрреалистическим полотном. Чего только стоит вселившаяся в подопытного потусторонняя сущность, изучающая материалы НКВД.

Часть моей жизни ушло на чье-то благо.

Любопытен главный герой, который изначально был приспособленцем, человеком то ли вообще без принципов, то ли с их огрызками. Вынужденный, чтобы прикрыть доброе дело, вышедшее ему боком, заниматься ликвидацией своих коллег. Хотя для разведчика, наверное, это норма. Тут невольно задумаешься, что у бойцов невидимого фронта напрочь отсутствует моральный облик. Возникает ощущение, что по большей части это какой-то стёб на органы госбезопасности. Десятью годами ранее автора за такое просто бы посадили. Особенно за сравнение шумерского хозяйства с советским: партработники - это жрецы, а простой люд горбатится за водку и колбасу, что, собственно, правда.

Я размышлял о том, что все наши построения социализмов и капитализмов лишь следствие каких-то половых процессов в матричном поле.

Вроде бы и прикольно, щупают герои мистику физическими методами, и в Ираке достаточно раком ползают, подгаживая америкосам, не давая им мочиться в наш фикус, и мифологии автор тоже немало навалил, и все это так по-русски, аж с перебором, но все равно туго заходит. Все время в сон клонило, словно от магнитных возмущений, раздраженных спецслужбами, прям как у автора. Наверное, он это не на пустом месте написал, видать и вправду на нас постоянно что-то подобное испытывают. Наверняка климатическое оружие, не зря же на ртутном столбе целую неделю висит 730 мм. Привет, паранойя! В общем, чую, Тюрин тут близко к правде подошел. Прям ментальным дымком от невидимого насилия и внушения попахивает. Не зря же нам намекал, что скрытые государственные органы живо интересуются зомбификацией населения. Когда же простых советских граждан стали превращать в биороботов с помощью шумерских практик, автор оседлал угар. Тут мне уже начал мерещиться Лем и отчасти Дик, когда ковырял тоталитарные темы.
По сабжу, надо сказать, роман перекликается с циклом Стросса про Прачечную, только написано куда раньше. Но у Стросса, ясно, коммерция, а у Тюрина чисто андеграунд.

Изменятся внешние условия, и закодированные существа окажутся бесполезными.

Роман, как оптический обман, похожий на болото полное слов-инфузорий, водянистый по части сюжета, замыливающий обширный стёб как на все обрыдло-советское, так и на все остальное, начиная от шпионской темы и заканчивая зомби с Шехерезадой, коей этот труд и посвящен. Напоминает шатания без цели. Кажется, что это перебродивший словесный нанос, что крутая фабула безразлично распыляется в эфире, что это просто дураковаляние, хоть и со своим шармом. Но мысли там отрылись благодатные, под конец стало ясно что по чем - при более хреновом раскладе мы могли стать биоматериалом для полуразумной массы мутантов строителей сакрального коммунизма. Автор слишком крут, чтобы занижать ему оценку. Ваши Вильямы Гибсоны просто херовинда супротив нашего душевного кибера с жирными отростками идеологического боди-хоррора. На волне развала страны Тюрин, что неудивительно, топит за свободу и даже Горбатый у него одержим хаотичным (правильным) демоном, с чем многие, я думаю, не согласятся.

- Как ты думаешь, мы сейчас в ковчеге, как наш прародитель Нух, или нет?
- Думаю, что тварей здесь тоже хватает.

С одной стороны, все эти прикольные эксперименты с сюжетами, идеологией и лихим временем беспредела, а с другой - перебор со свободой, которая по всем фронтам ударила в башку после распада Союза. За оккультную тему в СССР - плюс, за сознательное опошлевание - минус. Тюрин постоянно хохмит, но он все же отягощен интеллектом, так что, читая, нужно напрягаться. Весьма любопытная, но мутная книжица, трудноусваеваемая, но это можно сказать о любом произведении того времени от отечественных авторов, которые не валялись у плинтуса. Тюрин, конечно, на любителя, но игнорить его невозможно - его вклад в русскую фантастику очевиден.

Все вполне естественно и безобразно.

Интересно, что в тексте присутствует трехмерная сцена, когда благодаря своим новообретенным способностям ГГ находится одновременно в трех точках: в себе, в стрелке и в летящей в цель пуле. То есть тут описано не только слоумо, но и разыграна 3D-сцена. Книга 1995 года, в кино никто такого еще не делал. И вообще, при правильной экранизации получился бы любопытный фильм, особенно выигрышно выглядел бы фрагмент с превращением Лизы Розенштейн во время полового акта в богиню Иштар.

- Если демонам доступна генетическая карта Homo Sapiens, что уж говорить о человеческой воле, мотивах, стремлениях...

Ну и главная фича автора тут тоже присутствует, ведь киберпанк с биопанком его хлеб. Взлом энерго-информационных матриц ведет не только к мутациям генома, к психическому и ментальному управлению, но и в широком смысле - к концу всего человеческого. Да так, что приставку "пост" уже ставить будет не к чему. Все эти теневые киберколдуны, знаете ли, так и хотят перекроить массу, пространство и время.

Пробирает астральных гадов нашенский свинец!
- Любовь к труду и энтузиазм легче всего прививаются психопатам.
- Это стопроцентный успех без изъянов. Нам удалось создать нового человека, для которого труд по профилю стал первейшей необходимостью, если точнее, единственной судьбой.
Чем больше искусства в деле, тем больше оно гребет жертв.
Например, многим кишечнополостным нравятся звуковые колебания наших голосов...
Чужим, не людским замыслом веяло от тех поганок на потолке.