Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

26 февраля 2023 г. 23:06

1K

4.5 Привет из викторианской Англии

И вот до меня наконец дошло, почему Диккенса считают великим писателем. До этого я была знакома с британским классиком по двум романам - "Большие надежды" и "Повесть о двух городах". Хорошие книги, за которые я взялась исключительно потому, что некогда мне понравились их экранизации. Повторюсь, хорошие книги, но не так, чтобы фанатеть и падать в восторженный обморок. А вот с "Холодным домом" все стало ясно: да, Диккенс поистине велик. Я по-прежнему в сознании и еще не прикупила футболку с портретом писателя, но присела в глубоком реверансе.

"Холодный дом" - произведение не маленькое, больше тысячи страниц, но именно в таком объеме раскрывается талант автора. Диккенс мастер мелочей, а в тысячу страниц, согласитесь, мелочей можно поместить достаточное количество. Описания. Многобуквенные, длинноабзацевые описания меня покорили. Я ими упивалась и хочу еще. Викторианская Англия предстает перед нами во всей красе с роскошными поместьями аристократов, сельской идиллией и лондонскими трущобами. С мистером Диккенсом не нужна машина времени, вы все равно перенесетесь в то время и место, которое он описывает. Персонажи. Мой бог, какие персонажи. Их сонм, но ни одного проходного. Только хотела сказать, что Диккенс - великолепный пейзажист, но сразу поймала себя на мысли, что он фантастический портретист. Кто-то назовет его героев гротескными, но я увидела не столько гротеск, сколько потрясающую наблюдательность. Все эти мелкие черты, ужимки, характерные фразочки, детали гардероба, внешности и поведения заставляют пожалеть, что Диккенс не был художником. Но как же хорошо, что он был не художником! Однако мечущийся по улице мистер Гаппи с развевающимися волосами, перечисляющая своих канареек мисс Флайт, содержащий отца и трех дочерей и не устающий об этом напоминать адвокат Воулс... Этих второстепенных персонажей можно перечислять бесконечно, а ведь есть еще и третьестепенные, и четвертьстепенные, да и просто эпизодические роли, и все они великолепны, все они состоят из плоти и крови, все они имеют свою собственную историю.

Диккенс не скупится на истории. Если на сцене появляется персонаж, то будьте уверены, что он не будет функцией или неосязаемой тенью. Он будет любить, страдать, смеяться, плакать, драться и ругаться наравне со всеми остальными. Даже если страничного времени ему отведено совсем немного, мы узнаем, чем он живет и дышит, узнаем его неповторимую историю, и эта история будет органично вплетена в повествование. Здесь совершенно нет лишних героев и лишних линий. Диккенс с легкостью жонглирует характерами и сюжетами, тасует их, как заправский карточный игрок. Поучиться бы у него современным авторам.

О главных героях. Удивительное дело, но впервые мне так зашли стопроцентно положительные персонажи. Благородный мистер Джарндис, добродетельная Эстер, чувствительная Ада, порядочный мистер Вудкорт - обычно такой набор не вызывает у меня восторгов. Мне подавай все оттенки серобурмалинового в крапинку, чтобы в герое было всего понамешано. Но Диккенс творит чудеса, и вот я уже влюблена в этих до скрежета зубовного хороших людей. Возможно, это произошло потому, что их добродетели отлично контрастируют с депрессивно-мрачным миром юристов и судебных тяжб.

Ах да, сюжет. Все начинается со знаменитой тяжбы "Джарндисы против Джарндисов", хотя началась она задолго до первой страницы. В эту тяжбу вовлечено благородное семейство и его юные представители Ада и Ричард. Они молоды, красивы, наивны, им на роду написано полюбить друг друга, но бесконечное судебное разбирательство угрожает не только их финансовому благополучию, но и душевному равновесию. Но не бойтесь, что весь роман - это череда скучных заседаний и прений. Тяжба идет где-то на заднем фоне, и хотя нам никогда не дают про нее забыть, на переднем плане происходит множество увлекательных событий. Это и любовные коллизии, и потерянные и вновь обретенные дети, и похищенные письма, и убийства, и даже погоня, и даже самовозгорание. Но опять-таки благодаря нешуточному объему нет ощущения сумбура, все идет размеренно, своим чередом, но в определенные драматические моменты градус напряжения возрастает. "Холодный дом" идеален для телеэкранизации. Я как раз выяснила, что таковая имеется, и планирую ее посмотреть в ближайшее время.

И не могу не отметить чувство юмора мистера Диккенса. Он, конечно, тот еще тролль, издевается над всеми своими героями. "Холодный дом" - это прежде всего сатира, такая, на которой можно отдохнуть душой, но чьи стрелы разят точно в цель. Диккенс прошелся по всем слоям общества, высмеял приживальщиков в домах богатеев, бесполезных благотворителей, хорохорящихся денди, мужей-подкаблучников (у Диккенса подозрительно много мужей-подкаблучников), ревнивых женушек, потомков древних родов без гроша в кармане, и прочая, и прочая. Вспомнилось, как недавно я плевалась на сатиру у Синклера Льюиса, но Диккенс - совсем другое дело. От этой сатирой можно получать удовольствие, ведь писатель не создает искусственных ситуаций для высмеивания пороков общества, он смеется над реальностью.

В общем, Диккенс - идеальное чтение для долгих зимних вечеров. Усаживайтесь поудобнее в своем кресле у камина, велите дворецкому принести вам горячего какао с зефирками, пожелайте спокойной ночи фамильному привидению и наслаждайтесь.

Дзен

Комментарии


Ты так расписала, что прям бросай всё и читай Диккенса)))


А я это специально)))


у тебя получилось по полной)


Тогда жду впечатлений)


Скоро не обещаю, сначала в планах Дэвид Копперфильд, давно в бумаге стоит)


Так я подожду))


Не расходимся)))


Мне кажется, мы с вами разного Диккенса читали :) Вернуться к нему снова что ли...