Больше рецензий

26 февраля 2023 г. 15:19

528

4

Я родился в СССР, где Великая Отечественная война была частью страшной истории страны. Вот только я не помню, чтобы кто-то в те годы пытался её восхвалять и кричать «Можем повторить». Героизировали — да, в кино часто добавляли нотки юмора, без которых на войне, наверное, никак. Но и ура-патриотизмом не забрасывали. Видимо, потому что в семье каждого ещё была свежа память о тех временах. Родители или деды помнили эту войну, многие семьи потеряли близких.

Затем показывали её и с очень страшных ракурсов, как документальный фильм «Обыкновенный фашизм», или прославленный и очень тяжёлый «Иди и смотри» Элема Климова.

Вот только не выпячивали обратную сторону любой войны — что на войне не бывает абсолютно хороших и абсолютно плохих. Война — это кровь, жестокость и просто подлость с обеих сторон, только градус бывает разный. Да, многие знали о трофеях, которые вывозили с захваченных территорий, но это не считалось мародёрством, да ещё и не снимали о таком кино. В каком-то виде в войне ущемляли и мирное население, причём далеко не только вражеское — достаточно почитать воспоминания о партизанском движении в Беларуси (несколько лет назад, кстати, ещё и очевидцы живы были).

А потом вдруг стало всё можно, настоящие участники событий стали постепенно уходить из-за возраста, но зато победа в той войне стала главной политической скрепой. И понеслись тонны «реальных» книг и фильмов об эскадронах НКВД, которые всех в спину расстреливали повально, и о детях-диверсантах, которых пушечным мясом к немцам закидывали, и вообще много всяких гадостей стало можно рассказывать.

Разумеется, какие-то факты были, но вот раздували их до немыслимых масштабов. Или какой-то факт докручивали до абсурдной крайности, к которой реальная жизнь уже вообще никак не относилась.

При этом намного ценнее было узнавать воспоминания о войне у тех, кто там действительно был. Кто действительно мог рассказать не сказки, а правду. Включая ту, о которой громко и вслух было не принято говорить.

Книга Леонида Рабичева «Война всё спишет» — это книга, где художник и поэт рассказывает о своей молодости, когда он внезапно бросил институт, закончил учебку и пошёл лейтенантом связи на фронт. Причём позиционируется именно как правда о войне, о которой не было принято говорить. Потому что «война всё спишет».

В то же время тут не только о собственно войне. Автор рассказывает и о своих первых творческих успехах в кругу семьи Брик и пестуюемых ими будущих литераторов. О сложностях любви и взаимоотношений. Но всё же основная тема — это война и люди на ней.

Рабичев не пытается героизировать войну, а рассказывает о быте, где вполне находилось место раздолбайству в подготовке и обеспечению, когда было незазорно воровать материалы соседних отделений ради выполнения приказа собственного начальства (годы идут, а ничего не поменялось, кажется). Об отношениях с женщинами, вдруг оказавшимися в окружении огромного количества мужчин «без ласки».

О полевых жёнах, которых далеко не всегда спрашивали, хотят ли они становиться жёнами. Об НКВД, в котором, оказывается, тоже встречались понимающие люди, умевшие отличить донос негодяя от реальной опасности (а не просто всех расстреливающих на месте из пулемёта). О десанте, который вдруг враждебно встречали недавно «освобожденные братские белорусы» в западных областях нынешней Беларуси.

И самое главное, за что все упоминают эту книгу, о диких зверствах советских солдат, которые ничуть не лучше зверств эсэсовцев. Он уделяет довольно большое внимание теме изнасилований и жестоких убийств немок, включая подростков и даже детей. Рассказывает множество случаев, когда был свидетелем подобных зверств, а иногда и пользовался услугами импровизированных «публичных домов» из девочек-немок, продававших своё тело за еду.

Именно этот фрагмент книги вызывает самые бурные дискуссии у читателей. С одной стороны, я знаю, что факты изнасилований и даже каких-то зверств имели место. К сожалению, это война, которая даёт выплеснуться самым низменным чувствам, а правильная пропаганда позволяет тебе видеть во вражеском народе не людей, а нечто дегуманизированное (об этом очень хорошо пишет в книге «Эффект Люцифера» Филип Зимбардо, автор Стэнфордского эксперимента).

С другой стороны, уж очень много таких фактов приводит автор, словно бы даже смакует всю мерзость, о которой пишет, доводит её до таких границ, в которые мне не хочется верить. Потому что очень страшно, если армия освободителей действительно себе такое позволяла. Он же приводит факты чуть ли не групповых изнасилований и расстрелов женщин, их близких и детей. Я такое только в жутких фильмах о фашистах или тевтонцах помню.

Что интересно, эту часть критикуют в том числе и историки, находя в «воспоминаниях» автора даже нестыковки с его реальным боевым путём и теми фактами и местами, о которых он пишет в книге.

Но вот нынешняя война России в Украине тоже показала, до каких низменных мерзостей могут опускаться люди на войне. И страшно, если именно это и хочется «повторить».

В целом же книга интересна, как воспоминания о молодости и войне, но всё же к некоторым из них я бы подходил слегка со скепсисом. Кажется, что ближе к старости автор решил добавить «перчинки» на тему модного тренда. Во всяком случае мне очень хочется верить, что страна-освободитель, о которой мне рассказывали в детстве, массово до такого не опускалась, а если и были подобные факты, то они карались по законам военного времени, а не поощрялись командованием, как показано в книге.

Источник