Больше рецензий

Forane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2023 г. 13:10

585

4

Повесть представляет собой вновь поднятую древнейшую философско-религиозную проблему доказательства божьего бытия.
Автор делает это руками маленького монаха-францисканца брата Юнипера. Он увидев падение Древнего моста инков и гибель пятерых человек задаётся целью научно доказать в случившемся Божий промысел. Герой старается собрать всю возможную информацию о погибших людях. Но уже в самом начале повести автор указывает на тщетность этих попыток. Люди, с которыми беседовал монах, многого не знаю о погибших, целенаправленно замалчивают информацию или пересказывать ложные представления о них. Но, честно говоря, по-моему мнению, в самой сути этих изысканий уже таится ошибка, которая сведёт все поиски в бессмыслицу. Какой ответ означал бы существование Бога? Все эти люди - великие грешники или же они наоборот невинных, они должны были совершить в будущем злодейство или они совершили все предначертанное и им пора уходить в иной мир? Какой ответ служил бы аргументом существования Бога?
Но автор решил ещё больше усложнить задачу богослова. Среди погибших двое детей, которые по своей сути безгрешны и не успели в жизни совершить ни плохого, ни хорошего. Более того девочку Пепиту готовили к особой судьбе, которая бы заключалась в посвящении своей жизни Богу и людям. А трое взрослых перед гибелью пережили жизненный слом, который сильнейшим образом изменил бы их жизнь, они тоже были, как и дети, в начале своего пути. Но об этом изменение знали только погибшие и никто не мог поведать об этом брату Юниперу.
В конце повести автор делает небольшой "кульбит". Во-первых, брат Юнипер казнён за свой труд инквизицией. Церкви не нужно доказательство существования Бога. Более того это просто опасно для неё. Во-вторых, фокус перемещается на другого участника драмы. Именно ради неё, как мне кажется, автор и замыслил свое произведение. Я говорю о матери Марии. Выдающееся для своего времени женщины, которая потеряла в этой трагедии двоих воспитанников. Один для неё был почти сыном, а вторая преемника. Та самая девочка, которая после монахиня должна была нести свет веры людям и стать той женщиной, которая примет на себя обязанности по заботе о больных и несчастных людях. Мать Мария переживает слом картины своего мира. Она приходит к пониманию того, что помогать людям правильно не из-за того, что этого хочет Бог или проповедует религия. Помощь людям становится сознательным этическим выбором этой женщины, она должна делать свою работу в этом месте, в это время, потому что это правильно.

Книга прочитана в рамках Клуба «Осторожно! Историки», игра "Сокровища Агоры".