Больше рецензий
23 февраля 2023 г. 15:49
489
4
РецензияПродолжаю рассказ об исторической дилогии Бауэр. Второй том посвящён средневековью, и, признаться, в момент чтения он был мне даже интереснее, чем античность. Однако и тут подстерегали неожиданные сюрпризы.
Книга начинается основанием Константинополя (4 век) и кончается первым крестовым походом (11 век). Простите, но что за странная хронология? А ещё несколько веков после этого – типа уже не средние? Но даже если отвлечься от этого, присмотритесь к временным рамкам. В первом томе охватывается несколько тысячелетий человеческой истории, множество цивилизаций, а во втором – всего лишь один период в 700 лет. И хоть изредка речь и заходит об экзотике наподобие мезоамериканских индейцев, главным образом автора опять занимают разборки старых европейцев. Объёмы книг при этом одинаково огромные. А это значит что? Правильно, она всё больше зарывается в источники, в документы, дотошно нам их пересказывает, увязая в исторических деталях. Вся изначальная живость текста, подробности быта окончательно уступили место сухой хронике с минимальными вкраплениями человеческих историй. Да и те человеки – всё сплошь правители и тому подобные товарищи.
В общем, я окончательно склонился к мнению, что эти два тома было бы лучше разбить хотя бы на три. Второй отвести чисто римской истории, раз уж она занимает прямо-таки лидирующее положение. Потому что ну реально, я в один момент осознал, что прочитал уже четверть книги, а Бауэр продолжает рассказывать о Риме, средневековьем даже не запахло. Вместо этого она зачем-то пошла углубляться в дебри первых теологических споров. Меня ещё тогда это ужаснуло. Зачем? Однако сейчас подсказывают, что она просто по образованию теолог. Но всё равно не понимаю. Это, конечно, можно упомянуть. Но она реально по несколько страниц расписывает отличия доктрин, будто это кого-то волнует.
По-прежнему было неплохо и познавательно, я не буду на неё слишком ругаться. Информации можно вынести много. Но первая половина первой книги и вторая книга написаны будто бы для совершенно разных целевых аудиторий. Чем дальше – тем меньше популярных моментов, быта и тому подобного и больше – теории, документов, религии, философии и тому подобных вещей, которые, возможно, и важны для понимания культуры, но не годятся для воссоздания живой картины того времени.
И напоследок ещё один любопытный факт, которого вы нигде не найдёте:
Самоназвание венгерского народа – мадьяры; а имя «угры» происходит от булгарского «on ogur», «десять огузских родов», и было дано их соседями. Огузы, воинственные кочевники, были, по-видимому, предками венгров. Среди «десяти родов» было семь собственно мадьярских племён и три союзных хазарских, именовавшихся «кавары». Византийские хроники упоминают об их участии в войне с булгарами в 836–838 годах. На Западную Европу венгры совершали только быстрые набеги. Самыми боеспособными и жестокими в их войсках являлись отряды каваров. Именно отголоски памяти о них породили в сказках многих европейских народов образы страшных «огров» – великанов-людоедов, жестоких и беспощадных.