Больше рецензий

20 февраля 2023 г. 22:06

434

4 Дом с чавкающим питомцем, или Множество оттенков мерзотно-неприятного на фоне заснеженного Чикаго

«Недостаточно увидеть тень за дверью — люди желают видеть, кто/что отбрасывает тень, как оно выглядит и как оно разваливается на части»

Так описывает свой художественный подход Дэвид Дж. Шоу, тот самый автор, который дал литературному направлению термин "сплаттерпанк". Зачатки и отражения его видны у Уильяма Берроуза и Чака Паланика, Ричарда Лаймона и Ирвина Уэлша, Рю Мураками и Клайва Баркера. Его можно определить как «гиперинтенсивный хоррор без границ». Стиль этот отражается как в литературе, так и в кино. Зародившись и распространившись в 80-х годах из литературы ужасов, этот стиль отличает подчёркнуто гротескная фантазия, которая соседствует с натуралистическими сценами кровавого насилия. И я познакомился с одним из известных образчиков такого направления, романом, который был издан ещё в 1990-ом году.

«Шахта» (The Shaft), Дэвид Дж. Шоу, издательство "Астрель-СПб", 2023
картинка AntonKopach-Bystryanskiy

"Это замечательный был аттракцион..." — звучало у меня в голове, пока я дочитывал последние страницы этого фееричного буйства рвущихся из ран потоков крови, описанных разнообразных мерзостей, сексуальных соитий, кокаиновых и иных приходов, мафиозных разборок, любовных страданий и размышлений о природе человеческих пороков на фоне невероятно снежной и морозной штормовой зимы, что накрыла огромный Чикаго...

События разворачиваются вокруг и внутри жилого комплекса Кенилворт Армс, эдакого "плохого дома", в котором очень разношёрстная публика снимает студии, а зачастую и половину квартиры. Панк, который любит шляться по ночному городу, бить бомжей и писать всякие непристойности на стенах. Ветеран Второй мировой, который выжил из ума и кругом видит всемирный еврейский заговор и славится антисемитскими выкриками. Чёрный кот, который гуляет сам по себе и находит ходы/выходы в неожиданных местах (а ещё телепатически внушает свои мысли тому, кому захочет)... Старое здание словно дышит на ладан, но его постоянно подлатывает управляющий, и эти следы герои кругом замечают...

Круз славится тем, что сможет отличить любую примесь к коксу и сказать процент его чистоты, он хороший наркодилер. После одной вечеринки и прыгнувшей чуть мимо бассейна девицы ему приходится бежать из Майами в Чикаго и найти работёнку у другого босса, ведь это он подговорил ту "снежную принцессу" (девушка, употребляющая кокс) прыгнуть, а босс всегда требует оплаты за испорченные дорогие игрушки. Джонатан начитан и образован, он встретил любовь своей жизни Аманду, но когда отношения трещат по швам, уезжает в Чикаго к своему давнему другу Башу, тот устроит его в отличную компанию, где сам занял не последнее место. Оба героя занимают квартиры, расположенные друг над другом на 2 и 3 этажах, в то время как под ними живёт тот самый вредный старик-ветеран.

«— Как ты тут живёшь? — спросил Джонатан.
— Главное — не выходить на улицу. И много бухать»

Дэвид Дж. Шоу постепенно, шаг за шагом натягивает наши нервы. Вначале что-то тёмное в ванной комнате засасывает панка в слив ванны... Потом маленький сынок эмигрантки, следящей за готовкой еды и ещё младшей малышкой, вдруг исчезает за поворотом коридора... А вот как это нечто, живущее в вентиляционной шахте странного дома для желающих "перекантоваться" или "пересидеть" тяжёлые времена, выходит из стены и практически съедает ветерана войны... Тут уже и начинаются жуткие вещи...

«Кенилворт Армс напоминал поздний дом Ашеров, его вентиляционные шахты и коридоры казались порождением мозга безумца»

Хотя вот я бы не сказал, что было слишком жутко. Здесь превышены лимиты описаний всяких неприятных грязных мест, всевозможных выделений, сцен насилия и секса, так что и герои, и их обстановка, неожиданные повороты сюжета и столкновения антагонистов всё глубже и ярче раскрывают бездну человеческих страстей и пороков на фоне оживающего дома с его местным прикормленным существом. Вспоминаются тут и Эдгар Аллан По с его «Падением дома Ашеров», и Мэри Шелли с «Франкенштейном», и старина Стивенсон с его Джекилом и Хайдом:

«Просыпавшегося порошка хватило бы на пару дорожек. Ему было плевать. Он насыпал щепотку на ребро ладони, чувствуя себя доктором Джекилом, который вот-вот примет испорченное зелье. Стивенсон написал "Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда" в 1880-х, когда принимал кокаин от туберкулёза»

Было весело и увлекательно читать сие чтиво, где умелый наркодилер, высокопрофессиональная проститутка и рефлексирующий интеллектуал пытаются отбиться от полицейских, справиться с нападками мафиози и достать из шахты сброшенный мешок с наркотой (в то время как жуткое нечто орудует в межквартирном пространстве дома). Здесь как раз тот случай, когда не стоит ждать глубокого продуманного сюжета и художественно выписанных персонажей. Не тот жанр. Думаю, что Гаспар Ноэ с Квентином Тарантино на пару прекрасно бы смогли снять эдакий кровавый кислотно-мэйнстримовый боевик-триллер по сюжету этой книжки.

Если заинтересовал и не отпугнул описанием, то почитайте.