Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2023 г. 13:55

168

5 «Дни Петлюры», или Бандеровские зверства – больше не табу!

картинка NataliStefani
Открытка 1980-х гг.
«Изучение вещественных доказательств начал с открытки. На ее лицевой стороне были изображены красный флаг, орден Октябрьской революции и поздравление с праздником.»

«В "Дни Петлюры" у моих односельчан наступило какое-то помешательство. Мужики разом озверели, а уж когда самогонки выпили, вообще человеческий облик потеряли.»
(Геннадий Сорокин. «Капля чужой вины». 2022)
«Бандеровское движение на Западной Украине ликвидировали только в конце 1950-х годов. Без поддержки местного населения они не смогли бы после войны столько лет по лесам прятаться.»
(Геннадий Сорокин. «Капля чужой вины». 2022)
«– Прохоренков рассказывал о расстрелах и зверствах, которые совершали его односельчане…
– Это он перед смертью решил покаяться. Был бы в добром здравии – промолчал бы. Дружба народов! При Советской власти братские народы не могут истреблять друг друга, хотя все знают, что в Прибалтике не немцы, а местные националисты евреев истребили. Нынче разговоры об этом – табу.»

(Геннадий Сорокин. «Капля чужой вины». 2022)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Ну, ностальгии по «тем временам», скажем, я не испытываю: всему своё время, а ностальгия – явление сугубо личное и избирательное. Смотря о чём вспоминать, грустить, сожалеть … Сожалеть – вообще, дело бесперспективное. А вот читать романы из серии «Детектив - Ностальгия» мне нравится. Полюбился этот сериал.

Кстати, главный герой – Андрей Лаптев интересен, хотя бы потому, что является продуктом «того» времени. Возможно, не самым типичным: нельзя же всех причесать под одну гребёнку. Но то, что он жил и действовал именно в «то» время – очевидно.

Я прочитала все, предшествующие данному роману, книги. Думаю, что это полезно для оценки 11-ой – «Капля чужой вины», соавторы которой выступают под псевдонимом – Геннадий Геннадьевич Сорокин.

Предстоит погружение в 1982 год. И это время я помню.

***
Соавторы совершают «историческую петлю времени»: возвращают читателя к 22-летнему (совсем ещё не зимнему) Андрею Лаптеву – холостому-не женатому, проживающему в, уже известном по прежним романам, общежитии хлебокомбината.

Общежитие – ведомственное. Надо отметить, что Андрею несказанно повезло (по тем временам): проживающему с родителями, сотруднику УгРо Заводского РОВД получить комнату в неподведомственной общаге, да ещё и в районе юрисдикции Центрального РОВД! Можно только порадоваться за него …

«Собственное жилье, хоть от милиции, хоть от горисполкома, мне пришлось бы ждать несколько лет, а я получил его через двадцать дней после начала работы в уголовном розыске Заводского РОВД. Долг платежом красен!»

И снова: «Конец октября!» Символично для Г. Г. Сорокина новое дело начинать в преддверии Красного праздника!

***
Мы, начитавшиеся детективных историй, настолько отстранённо начинаем воспринимать смерть, словно она лишь выдумка автора. А ведь смерть насильственная – это очень страшно. И несправедливо. Кроме того, детективные истории настолько художественные, что те, которые приближены к подлинным уголовным делам, воспринимаются с меньшим интересом …

И да … История, поведанная в «Капле чужой вины», выглядит одновременно и, как будни советской милиции начала 80-х, и, как исторический детектив.

Молодой лейтенант Андрей Лаптев по просьбе директора хлебокомбината – Полубояринова приобщается к «не своему» делу: смерть через повешение главного инженера хлебокомбината – Горбаша Владимира. Странное дело … Удивительно, как молодой лейтенант Лаптев (не в одиночку, конечно) распутывает его.

Главное в романе – не детективная история, как таковая. Главное – то, что предшествовало в социально-историческом плане: отзвуки минувшей войны, которые в 1982 году ожили и встали, если ещё пока не в полный рост, как сегодня, то весьма ощутимо.

Это исторический детективный роман. К исторической справедливости, возможно, авторы относятся в силу собственных знаний, добытых только им известными путями. Я бы не со всеми выкладками Г. Г. Сорокина согласилась: тоже иногда читаю историческую литературу.

Спорных и неоднозначных вопросов в истории СССР немало. И много ещё точек над «i» зависло в воздухе. Например, дискутируется смерть Л. П. Берия. Соавторы выражают свою точку зрения. Я её не разделяю.

Петлюра. Бандера. Западная Украина. Галиция … По этой теме определённости больше: она освещена лучше. Именно эту тему соавторы используют в качестве сюжетообразующей. Я не буду вдаваться в подробности: слишком жуткие факты приводит Сорокин. Но об этом я читала уже не раз, смотрела документальные фильмы, передачи. У меня нет оснований для сомнений в правдивости того, о чём написано здесь.

Есть ещё интересная тема в романе: разработка психостимулирующих секретных препаратов, начавшаяся ещё до начала ВОВ в СССР. Это, так называемый, секретный препарат «Старичок». Судя по всему, – предшественник группы веществ, известных сегодня под общим названием «Новичок». Интересная тема. Хорошо вписывается в сюжет. И в события современной жизни:

« – Ты немного дальше своего носа посмотри, и все станет ясным как божий день.»

Так точно.

… Ну, ко всему следует добавить, что милиция начала 80-х работает в духе того времени. Тут уж на авторов я бы положилась целиком и полностью: им видней. Процентомания процветает со всеми вытекающими.

«– С Прохоренковым мне все понятно: процент есть процент.»

Раскрываемость превыше всего. Абсурд правит!

Для меня «Капля чужой вины», пожалуй, самый интересный из всех прочитанных романов Г.Г. Сорокина. Я ничего подобного ранее не читала. У этой серии какой-то особенный дух. Художественное оформление обложек усиливает это необычное ощущение.

Повторюсь (уже писала раньше), не ностальгия, а историческая правдоподобность. Это интересно.