Больше рецензий

14 февраля 2023 г. 14:57

196

5 Любовный беспредел

Все, что имеет начало, имеет и конец. Простая истина, о которой мы часто забываем. Особенно она актуальна в отношении любви. Рано или поздно любовные связи заканчиваются. Иногда они длятся долго и прерываются смертью одного из партнеров. Но все чаще союз двух людей краткосрочен, а в финале — скандалы, взаимные обиды и оскорбления, а также дележка тарелок.
картинка kate-petrova
Кажется, о любви в литературе было сказано много. Но так ли это на самом деле? Влюбленность, соблазнение, завоевание, брак и семейные отношения — этим темам посвятили достаточно книг. Но французский историк Сабин Мельхиор-Бонне считает, что этап разрыва незаслуженно обошли стороной.

Элоиза и Абеляр, Генрих VIII и его многочисленные жены, леди Диана и принц Чарльз — все они пережили тяжелейшие разрывы. В книге «Оборотная сторона любви. История расставаний» из серии «Культура повседневности» Сабин Мельхиор-Бонне рассматривает, как эволюционировал завершающий этап любви от Средневековья и до наших дней. Этот труд читается как любовный роман, хотя перед читателем нон-фикшн. Драматичные ситуации скачут от страницы к странице. Робкие свидания, учащенное сердцебиение и страсть всегда сменяются печалями, предательством и желанием умереть. И так на протяжении веков. Правда, со сменой исторического контекста меняется и ценность любовных отношений. Развод в Средневековье и сообщение в мессенджере, что нам нужно расстаться, — из разных весовых категорий.

В Средневековье на отношения мужчины и женщины влияло много внешних факторов: социальный статус, моральные и религиозные кодексы, правовые нормы. С религиозной точки зрения, любовь — это в первую очередь брак, союз мужчины и женщины, и к современному понятию это чувство не имеет никакого отношения. В то время в брак вступали, чтобы продолжить род и передать семейное наследие. В это же время моногамный союз оформляется как та самая пресловутая ячейка общества. Официально расторгнуть брак практически невозможно. Это долго и дорого. А потом невозможно получить у церкви разрешения на повторный брак. Фактически же люди расстаются. Они могут даже жить в разных городах, не общаться друг с другом несколько лет, но сохранять статус замужней или женатого.
картинка kate-petrova
До XIX века брак был не союзом мужчины и женщины, а объединением двух семей, кланов. Поэтому при разрыве отношений страдал не один человек. Это рассматривалось как преступление против клана. Но чем больше в общество проникают идеи индивидуализма, тем уже угол поражения. Любовь в то время была скорее социальным понятием. А в противоположность ей ставили страсть, которая обычно находилась вне брака, в тайных связях. Но если подобное становилось достоянием общественности, то нарушивший брачные клятвы супруг или супруга обвинялся в позоре и лишался чести.

В XVII веке любовь регулировалась правилами приличия и вежливостью. А расставаться нужно было так, чтобы не причинить дополнительной боли. Поэтому участники любовных отношений придумывали тысячу и один способ уйти «красиво». К примеру, можно было сказать: «Я так сильно вас люблю, что должен покинуть, чтобы не причинять страданий». Кстати, это очень похоже на современную формулировку «Я тебя недостоин» и «Тебе будет лучше без меня».

Не только расставания требовали изощренности, но и соблазнение, которое происходило через трудное завоевание. Если раньше женщина считала себя добычей, то в XVII веке она «награда». Это наследие рыцарской любви, которую можно получить после преодоления препятствий. Да, тогда начало отношений и их завершение было своеобразным квестом.
картинка kate-petrova
А когда любовная страсть удовлетворялась, женщина теряла свое «орудие» и переставала быть «наградой». Брошенная эмоционально или юридически женщина обычно начинала мстить. Она могла завести любовника или начать писать автобиографические романы, в которых высмеивала того, кто ее оставил. Лишь в XVIII веке женщины начинают иметь вес в обществе благодаря салонам, где они играли роль судьи, и своему писательскому творчеству. В то время увидеть мир глазами женщины было чем-то очень новым и необычным.

Во Франции до 1884 года развода как такового не существовало вообще, за исключением небольшого периода между 1792 и 1816 годами. Ранее максимум, на который могли рассчитывать женщины, — это «разделение тела и стола». Но они не получали экономической независимости. В большинстве случаев разведенных женщин отправляли в специальные монастыри или к родителям. Первой женщиной, которую с уверенностью можно назвать свободной и независимой, была французская писательница Жорж Санд. Она пыталась помочь другим женщинам, но при этом не скрывала, что у свободы есть цена. Независимостью она обязана в первую очередь своему интеллекту.

В книге «Оборотная сторона любви» Мельхиор-Бонне рассказывает истории расставаний герцога де Ларошфуко и герцогини де Лонгвиль, Екатерины II и Григория Потемкина, Наполеона и Жозефины, Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, Симоны де Бовуар и Нельсона Олгрена, Аристотеля Онассиса и Марии Каллас, завершая повествование историей Чарльза и Дианы, которая просто хотела быть собой. Любопытно, что среди всех персонажей только одну пару можно назвать символом вечной любви. Именно с нее и начинается книга. Это история Элоизы и Абеляра. Они любили друг друга, несмотря на все препятствия. Это практически священное, «полное» чувство. У них нет разрыва между плотской и религиозной любовью. Элоиза поражает своей настойчивостью. Ведь даже в разлуке она остается верной своей любви. Это то, что сегодня, в эпоху «Тиндера», так сложно понять.

Этот обзор подготовлен мною специально для интернет-газеты «Реальное время».