Больше рецензий

12 февраля 2023 г. 12:46

359

4 Не боди-хоррор

Да, это не он. Я повёлся на посты в канале издательства, где эту книгу именно так позиционировали, и прочитал именно поэтому. Но нет, это не боди-хоррор. Тут у нас нечто более древнее, нечто более классическое: сюжет о том, как человек находит страшное не вне себя, а в себе самом, в самом факте своего существования. Это мотив реально древний, тут можно вспомнить, например, "Мглу над Иннсмутом" и другие работы Лавкрафта, и наверняка ещё кучу всего (когда-нибудь я перечитаю статью Джорджа Сига "Infinite regress" как раз на эту тему, но не сегодня). У Рори Пауэр взгляд на эту тему более современный, в её произведении нет следов ксенофобии, хотя этот мотив когда-то именно она и породила. Здесь доминирует именно эта тема, а от боди-хоррора, я бы сказал, не так много, лишь элементы.

Сюжет в чем? Главная героиня, Марго Нильсен, сбегает из дома, от своей абьюзивной матери, в городок Фален, чтобы узнать правду о своей семье. Ей хочется почувствовать себя частью чего-то большего, да и мать подозрительно много скрывает, поэтому девушка решает во всём разобраться. Но на протяжении большей части книги её ждёт только больше вопросов. Марго ничего не понимает, читатель ничего не понимает — прекрасная синергия. Только ближе к концу загадка раскрывается.

Вот это и плюс, и минус книги. Интригу Пауэр очень хорошо держит, но финал оставляет ощущение недостаточности: вот вы городили огород (буквально) всё это время, и всё? И всё? Да, нам рассказали, в чем дело, показали, но... это что, всё? А что дальше Марго будет делать, когда она узнала, что она такое на самом деле?

Но мне очень понравилось, как показаны семейные отношения Нильсенов. Многое узнаваемо: все-таки паттерны поведения у абьюзивных родителей похожие по всему миру. Мурашки по коже от этого. Даже больше, чем от хоррорной составляющей.