Больше рецензий

11 февраля 2023 г. 20:43

44

5 Неожиданный взгляд на "очевидные" современному человеку вещи

1. Не верьте аннотации и даже подзаголовку - это все приманка для того, чтобы купились любители маркетинговых рецептов или пророческих заходов в наше будущее. Собственно, я именно на это и купилась, что уж скрывать.

Такого под обложной вы не найдете. То есть совсем (отсюда, видимо и супернизкая оценка читатей)

2. Это одна из лучших книг, прочитанных за последние годы.

Что под обложкой - очень подробный обзор того, как менялись взгляды психологов, социологов, экономистов и маркетологов на человека и на то, чем определяется его восприятие жизни (то есть счастье, но по факту речь о социальном и психологическом самочувствие в целом).

Да, много академизма и обзора научных концепций (во вполне легком стиле выполненных). Но при этом еще и о том, как экономика и политика используют эти концепции человека, а сами концепции (точнее, фокус интереса социальных наук) зависят от экономического и политического запроса. Не в смысле тупого подхода теорий заговора "кто платит, тот и результаты заказывает" (хотя и об этом есть, например, о фармкомпаниях и медикализации отношения к разным психологическим состояниям человека).

Мощная претензия к автору моя лично - он или не понимает разницы между социологией и психологией, или не заморачивается и для широкого читателя все называет психологией и психологическими исследованиями - от медикализированных экспериментов до опросов общественного мнения.

3. По ходу я прямо много чего записывала. Не конспект, а какие-то идеи и мысли. А такое бывает редко.

Приведу некоторые для затравки (это не спойлеры, это типа мыслей по ходу, что-то из книги, что-то из моей головы)

- Весь современный капитализм (в отличие от "дикого" первоначального накопления капитала) построен на том, что люди работают с энтузиазмом и с удовольствием потребляют. Старый капитализм соглашался, что работа тяжела, она не должна нравится, поэтому разделял работу и жизнь.

- Сейчас и политика, и менеджмент, и маркетинг построены на том, что производительность труда у вовлеченных и довольных сотрудников, а лояльность бренду и покупки - у довольных потребителей. Поэтому индустрия счастья - это в буквальном смысле индустрия.  Позитивное отношение к жизни и оптимизм - ведут к реальным доходам. И напротив, депрессии и стрессы  невыгодны экономике. Тут кстати, известно, что самый несчастный момент покупки - когда отдают деньги и как кажется, эта история тоже преодолена, потому что мы сейчас не передаем деньги - мы жмем на кнопки, достаем свои красивые телефоны и лихо их прикладываем. А скоро вообще не будем доставать. И от покупок будут только позитивные ощущения.

- Культура конкуренции, успех, стремление к развитию в том числе под собой предполагают сравнимость и оценку людей. Отсюда множество стрессов и депрессий - от того, что люди не вписываются, не понимают как развиваться, не видят сил и ресурсов для этого. Современная психотерапия направлена не только на помощь, но и на то, чтобы сделать человека позитивным, продуктивным, энергичным. Мы воспринимаем это как безусловное благо для самого человека, но так ли это?

- Бигдата, носимые гаджеты, камеры, которые могут фиксировать эмоции - мы ушли от опросов. И это не только потому что стало много других способов получить информацию. А еще и потому, что люди теперь - недостоверный и неважный источник информации о себе. Нам не важно, что они могут рассказать.

- Раньше само слово "поведение" было только про животных. Сейчас в науке торжествует бихевиоризм. Когда люди - это по сути "стимул-реакция". То есть важно как человек себя ведет, а не что у него в голове.