Больше рецензий

11 февраля 2023 г. 16:04

2K

5

Фредерик Сулье и его «Мемуары Дьявола». 

Сулье — автор, впервые добившийся особого успеха в жанре романа-фельетона; романист 19 века, которого ставят наравне с Гюго и Бальзаком; один из первых, кто начал описывать «готическое» в современном обществе, соединив романтическую дьяволиаду с обыденной жизнью Франции. 


Современники-рецензенты отмечали искусность автора столь точно математически и исторически отсылать к тем или иным событиям. Здесь вы в полной мере окунетесь в историю и политику Франции конца 18 — начала 19 веков, в абсурдность положения буржуазии и аристократии, в нравственность и устои общества того времени и многое другое. Отдельно посоветую приобрести издание с объемными комментариями Пахсарьян — в них объясняется любое непонятное слово или событие, тем самым еще глубже погружая нас в сюжет. 


Сложно сказать, каков сюжет этой книги, поскольку он поистине многогранен и закручен, словно сюжетный клубок. Это будто несколько романов в одном, при этом каждая история и каждый «случайный» персонаж — которых в «Мемуарах Дьявола» огромное количество и я даже пожалела, что не начала с самого начала их выписывать — будет играть свою решающую роль в сюжете. Каждая мелочь, память о которой уже могла развеяться за прочитанные страницы, важна в этом произведении, потому за сюжетом стоит следить очень внимательно. 


История целого рода (и не одного!); готическая и мрачная атмосфера в совокупности с романтизмом и обыденностью жизни; особая связь с Дьяволом, способном поведать о чем угодно, ибо он со своего адского трона не только следит за всем, но и повелевает (однако какой ценой обойдется неутолимый интерес?); целый лабиринт персонажей, взаимосвязанных так или иначе между собой, запутаться в котором иногда было крайне легко; насыщенность событий, красочность и разнообразие человеческих судеб, так мастерски продуманных Сулье; парижские улочки, балы, впервые зарождающаяся любовь, гордыня, тщеславие, искусственность, горе, смерть души… это не просто дьявольская интерпретация, а человеческая жизнь того времени во всей своей красе — и это все про «Мемуары Дьявола».


Мы наблюдаем за Арманом де Луицци —нашим главным героем, находящимся как раз в этой связи с Дьяволом. Вместе с ним мы путешествуем по времени и местам, слушая различные истории из уст Сатаны. Мы анализируем, критикуем, узнаем и используем в собственных целях те или иные полученные знания. Мы пожинаем плоды, что следует всегда за связью с нечистой силой… 


«Сутки, чтобы сделать выбор, на который нужна всего одна секунда. Если ты, увидев все, что ты видел, не узнал, где счастье, то ты не узнаешь этого никогда». 


Это, вероятнее всего, не тот случай, когда вы беспрекословно влюбитесь в главного героя. Он харизматичен, но даже сам Дьявол порицает его за глупость и высокомерие. На протяжении всего романа могут встречаться нравоучения, но с уст Сатаны они скорее выглядят как истина, которую мы всегда обходим стороной, ведь она выдает нас не в лучшем свете.


Образ Дьявола в данном произведении мне однозначно понравился. Заметно, что в его устах звучат мысли самого автора, тем самым Сулье гармонизирует между человеческим существом и исчадием Ада.


Однако нас преследуют не только пороки и грешники. В романе встречаются прекрасные ангельские представители человечества — столь святые, что в их реалистичность иной раз не удается верить. Таких светлых персонажей я встречала разве что только у Виктора Гюго. 


В заключение скажу, что «Мемуары Дьявола» читались настолько легко и интересно, что я буквально жертвовала сном ради того, чтобы узнать дальнейшую судьбу персонажей и окунуться в эту чарующую атмосферу. Я проглотила этот 1100-страничный томик за неделю и совсем не заметила этого времени — хочется перемотать и начать заново. Потому я уверена, что когда некоторые события сотрутся из памяти, я с радостью вновь проживу все эти жизни. 


«Видишь ли, души человеческие сотворены, как и плоть, по-разному; один умирает, упав с кровати, а другой выживает, когда на нем живого места не остается».