Больше рецензий
18 января 2023 г. 22:30
165
3 Святой рыцарь в степи?
РецензияПо мнению Андрея Жукова барон Унгерн является средневековым рыцарем, а фигура главы русской монархии - мистическим и духовным центром России и, возможно даже, всего мира.
Автор считает свержение монархии в России духовным преступлением, которое привело ко множеству негативных последствий. Такой взгляд представляется мне слишком наивным.
Существует множество документов, книг, исследований и других материалов, которые описывают моральное разложение и деградацию элиты в России на рубеже веков. На мой взгляд падение монархии вызвало множество факторов, главным из которых была деградация политической элиты. Когда такие фигуры как Распутин имеют власть вмешиваться в политические и семейные дела царской фамилии - это не может быть свидетельством высокой духовности.
То же можно сказать и о белом движении, о нравах, порядках, о разложении и деградации. Об этом также написаны сотни книг. Большевики победили не столько благодаря своей кровожадности, сколько из-за больших успехов в наведении порядка в океане хаоса и беспредела. Почему мы не видим таких же успехов в среде белых генералов и солдат? Не потому ли, что все они уже давно носили в себе семена разложения?
Что же касается Романа Федоровича, то он, безусловно, был фигурой необычной и неоднозначной. Но никак не рыцарем, это уж точно.
В моем восприятии он стоит в одном ряду с такими маниакальными личностями, как Александр Македонский и король Швеции Карл XII. Между всеми этими фигурами можно разглядеть множество параллелей, но одно качество их объединяет и является ключом к пониманию натуры: стремление к войне ради самой войны.
Все эти люди были буквально помешаны на войне. Македонский не мог остановиться, дойдя до края света в Индии и утомив всех своих солдат непрекращающимися походами. Карл XII не мог остановиться, даже проиграв в Северной войне, развязав на пепелище новую войну против Норвегии. Ему было плевать на то, что вся Швеция к этому моменту рыдала, стонала и просила его о спокойной жизни.
И вот теперь барон Унгерн, который не может сидеть без дела и несётся во все горячие точки, которые только может найти. Карл и Македонский были очень своеобразными полководцами, но все же жестокость Унгерна нельзя сравнить ни с чем. Где тут рыцарство, когда людей заживо сжигают, как на кострах инквизиции, когда живьем бросают на растерзание свирепым хищникам? То, что позволял себе Унгерн, не позволяли ни Карл XII, ни Македонский, хотя и они далеки от рыцарского идеала.
Да, благодаря действиям барона и случайному стечению обстоятельств Монголия обрела независимость. Но фактически она вышла из зоны влияния Китая, чтобы войти в зону влияния СССР. Ничего хорошего от СССР эта страна впоследствии так и не получила. Насильственное изменение алфавита на кириллический отрезало новому поколению возможность читать и понимать многовековое культурное наследие предков, записанное уйгурским письмом. К концу 20 века страна скатилась в глубокую пропасть, о чем можно сложить представление из книги Тима Северина, который попал туда после развала союза.
За что боролся барон Унгерн? Ради чего столько жестокости? За что он мстил, и, главное, кому? Чего он добился?
Самые великие дела на земле совершаются из доброты, любви, милосердия, прощения. Империя Македонского развалилась не намного пережив его. Швеция устояла только благодаря тому, что вовремя остановила сумасшедшего царя заговоренной пулей из пуговицы на его же кителе. Монголия оказалась предоставленной самой себе, но это не принесло ей ничего, кроме деградации. Белые проиграли, русский царь отрекся от престола и был расстрелян. Россия пошла по пути коммунизма и социализма и достигла на нём не мало успехов. Но и проблем было также много. Ничего грандиозного барон Унгерн после себя не оставил.
Книга Юзефовича, на мой взгляд, не столь наивна и позволяет лучше разобраться в этой личности.
Роман Фёдорович загадочен сам по себе. Его интересно изучать с точки зрения его психических отклонений и различных девиаций поведения. Но многое остается непонятным даже несмотря на множество книг и исследований, ему посвященных. Однако видеть в нем такой вот идеал средневекового рыцаря - это уже слишком.
Для меня примером рыцаря может служить такая фигура как Сципион Африканский. Русский царь Павел I был настоящим немцем в самом лучшем смысле этого слова. Его я также могу причислить к этому разряду. Если обратиться к германским преданиям, то истинным рыцарем можно считать доблестного и могучего Зигфрида, королевича нидерландского. Как только Людегер понял, что перед ним не Гернот, король Бургундии, а сам воспетый в песнях Зигфрид, он выпустил из рук меч и щит и стал спокойно снимать доспехи. Людегер не боялся получить новый удар от Зигфрида, ибо понимал, что перед ним настоящий герой, который никогда не станет биться с безоружным противником. Кольцо Нибелунгов еще сохранило в себе предания о чести и достоинстве рыцарей. Были такими рыцарями и пять братьев Панду, главные герои эпоса Махабхарата, читая который можно найти много общего с сагами Германии. У них также был кодекс воина и чести. И при этом Арджуна не был жестоким маньяком убийцей. Перед сражением он окинул взором ряды противника и задумался над тем, кому и зачем нужно такое зверство, что они затеяли. Может ли вообще принести радость царство, добытое кровью своих же собственных родственников и братьев? Вот это рыцари. Это герои.
Можно ли сравнить с ними барона Унгерна и Усаму бен Ладена? Думаю нет. Но автор выражает свои симпатии террористам (куда смотрит наше правительство? ), считая их средневековыми рыцарями, сражающимися против разлагающегося запада. Я не могу это переварить.