Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

17 января 2023 г. 20:21

713

5 Погружение на дно

Связался с ним, ну и в бедность пришел, и все такое.

Небольшая, но очень славная пьеса, которая, с одной стороны, не откроет искушенному читателю ничего принципиально нового, а с другой - оставляет приятные впечатления, радует красивым писательским слогом, занимательными людскими характерами и волнительными темами, сложностями, с которыми сталкиваются персонажи. В противовес многим произведениям русской классики тут вполне оптимистичный финал, хотя и не для всех героев, но все же можно порадоваться за трудолюбивую девушку, которая в отличие от Сонечки Мармеладовой выбрала иной способ помощи своей семье и является кормилицей душевнобольного отца и бабушки, продавая свое шитье в магазин.

Но не будем забегать вперед, по большей части это история о Кисельникове Кирилле Филипповиче, с которым мы знакомимся в рассвете его молодости - это щегольски одетый, веселый и беспечный 22-летний юноша. После смерти отца он получил наследство и наслаждается свободой: бросил университет, собирается жениться и отмахивается от предостережения друга о том, что наследства надолго не хватит, без профессии не заработать достаточно денег на семью с детьми, да и распоряжаться состоянием нужно с осторожностью, не ровен час можно и потерять все. Забавно, если подумать, то все в данной пьесе крутится вокруг денег, но описано столь жизненно, что прекрасно понимаешь большое значение, которое им придается.

Юный Кисельников влюблен в невесту и очарован ее семейством, патриархальностью этих «милейших и самых простых людей», но вскоре после свадьбы его иллюзии будут развенчаны, ведь тесть - хитрый купец, который своего не упустит и зятя обдерет как липку. Да и милая скоромная невеста, став женой, совсем иные речи будет вести, вот только нет у Кирилла Филипповича нужной твердости характера, чтобы что-то изменить, защитить себя и мать, которая в своем же доме воспринимается невесткой как служанка.

цитата

Глафира. Лизанька, плюнь на отца.

Лизанька плюет.

Скажи: папка дурак.

Лизанька. Папка дурак.

Кисельников. Что ты это? Чему ты ее учишь?

Глафира. Да дурак и есть. Ты как об детях-то понимаешь? Ангельские это душки или нет?

Кисельников. Ну, так что ж!

Глафира. Ну, и значит, что ты дурак. Заплачь, Лизанька, заплачь.

Лизанька плачет.

Громче плачь, душенька! Пусть все услышат, как отец над вами тиранствует.

Кисельников (зажимая уши, кричит). Вы мои тираны, вы!

Глафира. Кричи еще шибче, чтоб соседи услыхали, коли стыда в тебе нет. Пойдем, Лизанька. (Мужу.) Ты погоди, я тебе это припомню. (Дочери.) Да что же ты нейдешь, мерзкая девчонка! Как примусь я тебя колотить.

Кисельников. Это ангельскую-то душку?

Глафира. А тебе что за дело? Моя дочь, я ее выходила, а не ты. Вот назло же тебе прибью в детской. Вот ты и знай! (Уходит с дочерью.)

...

Кисельников. Ну, хорошо, хорошо! А где маменька?

Глафира. Известно, в детской. Где ж твоей маменьке быть! Пусть хоть детей нянчит, все-таки не даром хлеб ест.

Кисельников. Как же даром? Ведь мы в ее доме-то живем.

Глафира. Вот опять с тобой ругаться надо. Сколько раз я тебе говорила, чтоб ты дом на мое имя переписал. Вот и выходит, что ты меня не любишь, а все только словами обманываешь, как сначала, так и теперь. Для матери все, а для жены ничего.

Кисельников. Да что все-то? Ведь это – ее дом-то, собственный!

Глафира. Так что ж, что ее? Я вот ей свои старые платья дарю, не жалею для нее, а ты этого не хочешь чувствовать, точно как я обязана. Да молчи ты, не расстраивай меня! Вон тятенька с маменькой приехали. И зачем это я связалась с тобой говорить! Очень интересно твои глупости слушать. (Уходит.)



свернуть

Много горестей ждет Кисельникова, ведь он мягкий, доверчивый человек, которого легко убедить действовать себе во вред. Более того, работая в суде,герой избегает каких-либо махинаций на службе: с одной стороны, совесть не позволяет ему мздоимство, а с другой стороны, он просто не умеет выгодно "обстряпывать делишки", никто и не обращается к нему с выгодными предложениями, а вымогать деньги он не способен.

цитаты

Кисельников. Как вспомню я свои старые-то понятия, меня вдруг словно кто варом обдаст. Нет, стыдно мне взятки брать.

Боровцов. Конечно, стыдно брать по мелочи да с кислой рожей, точно ты милостыню выпрашиваешь; а ты бери с гордым видом да помногу, так ничего не стыдно будет.

Боровцова. И что это за стыд такой? Нешто у вас другие-то в суде не берут?

Кисельников. Все берут, маменька.

Боровцова. Так кого ж тебе стыдно? Нас, что ли, или соседей? Так у нас по всему околотку, хоть на версту возьми, никто об этом и понимать-то не может. Берут взятки, ну, значит, такое заведение, так исстари пошло, ни у кого об этом и сумления нет. Это ты только один, по своей глупости, сумлеваешься.

...
Анна Устиновна. Так отчего ж бы тебе…

Кисельников. Вы думаете, я не взял бы?…

Анна Устиновна. Так чего ж ты боишься?

Кисельников. Взял бы я, маменька, взял бы.

Анна Устиновна. Так бери! Вот тебе мое благословение!

Кисельников. Ах, маменька! Взял бы я… да не дают… (Опускается головой на стол.) За что мне дать-то! Я не доучился, по службе далеко не пошел, дел у меня больших нет, за что мне дать-то?

Анна Устиновна. Экой ты у меня бедный! Экой ты у меня горький!



свернуть

Подводя итог, я рекомендую читателям данную пьесу, тем более есть качественный аудиоспектакль, где многоголосая озвучка позволит вообразить героев словно наяву.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Жуть какая... это там, где из ребенка куклу тупую... делали...
В подборку с пьесами летит)


Там вообще герои отжигают, так что просто Кунсткамера, думаешь неужели такие бывают или все же автор преувеличил, мягкость одних и зло других


Вот теперь у меня из ленты твоя рецензия пропала. Значит, действительно, есть какой-то сбой...
А ты на спектакли не ходила по пьесам Островского?


Ходила на Грозу, Волки и овцы и На всякого мудреца... Но вообще память на спектакли у меня не очень хорошая, может забыла ещё какой,это давно было. Я теперь совмещаю рецензию на книгу и фото из спектакля, чтобы лучше помнить, что смотрела) На этой неделе как раз напишу рецензию на такой литературно-театральный микс


А ты как относишься к театру, смотрела по Островскому спектакли?


Да, я была на всех спектаклях, которые ставят по нему в Малом, по-моему основную их программу мы всю пересмотрели. У меня тоже, признаться, очень плохая память на походы в театр...больше запоминаю мюзиклы, но есть парочку и спектаклей, которые прям сильно впечатлили, но не по Островскому.
Сейчас ещё с этими актёрами-русофобами я стала осторожней выбирать, куда идти, а куда нет. Хотя в последнее время я в театрах гость не частый:)


Я на актеров вообще не смотрю, т.е. на их имена, мне по большому счету все равно,кто играет, в последние годы иду на конкретную вещь,которую хочу почитать) Т.е. мне читать пьесы не нравится, поэтому предпочитаю их видеть или слушать. Только с Николай Лесков - Леди Макбет Мценского уезда ошиблась, думала, это пьеса как у Шекспира,а оказалось что повесть)
А ещё Крейцерову сонату смотрела, было интересно сравнить, но в ней как раз мне совсем не понравился Пореченков, не тянул, на мой взгляд, такие страсти, такой накал переживаний, как у Толстого.

Мне кажется, в целом, что в Москве нет особо плохих актеров) А какие у них политические воззрения, мне все равно, да и вряд ли, если они живут тут, они русофобы) Они могут иначе думать, чем правительство, не знать историю или знать ее не в таком ракурсе, как вижу я,но на то и демократия, люди имеют право думать иначе.

А ты следишь за высказываниями актеров? Ну они ведь не гуру, почему тебя задевает их мнение?


А ты следишь за высказываниями актеров? Ну они ведь не гуру, почему тебя задевает их мнение?

За ними за всеми нет, но вот Ахеджакову все знают:) последний раз мы выбирали спектакль и театр, я по привычке открыла На Малой Бронной (один из любимых), выбрала спектакль, зову мужа, он смотрит и интересуется, а чей спектакль? Оказалось, мужа Собчак. Естественно мы туда билеты не купили. Меня уже угораздило один раз купить билеты на его спектакль (кажется, его), поэтому стала обращать внимание. Ну в Малом или Ленкоме напороться на г* шансы минимальные. А у тебя какой театр любимый? Есть такие? Я была далеко не во всех, поэтому, если ты что-то посоветуешь, буду очень рада.


У меня нет любимого, просто выбираю подходящий спектакль, а потом читаю в бумаге эту пьесу, т.е. иду в театр из-за произведения) Хотя, конечно, красивые необычные постановки мне нравятся, игра актеров дополняет текст.

Последний раз была в МТЮЗ на Леди Макбет, до этого большой перерыв из-за ковида был, до него последним был Текст по Глуховскому(а книгу я так и не прочла;), в театре Ермоловой. Следующим выбрала Макбет Шекспира (в театре на Юго-западе), Шекспира я точно без спектакля не прочту;) В Ленком раньше часто бывала,ещё с родителями, очень мне нравился спектакль Фигаро, а вообще любимым спектаклем долгое время был Иисус Христос -суперзвезда в Моссовета, я его раз 5 смотрела, музыка там восхищала)


Малый, мне кажется, более классический театр, мне скорее нравятся современные трактовки, когда или декораций нет или герои как современники одеты или когда все роли играют мужчины, в том числе и женские( смотрела так 12 ночь, было очень необычно, так как они были в брюках,без каких-либо париков, т.е.не пытались притвориться дамами) А тебе какие спектакли нравятся, что привлекает в театре?


Кстати, я вру, женские платья были в спектакле картинка Tin-tinka Но это как-то смотрелось не пошло, а именно как отличная актерская игра,когда ты перестаешь замечать, кто именно играет и что на нём надето)


А какие тебя спектакли впечатлили?


Не могу сказать, что остальные сильно хуже, но очень запомнились "Деревья умирают стоя"и "тартюф", оба смотрела на Бронной. А 12ая ночь - это, пожалуй, который особенно показался смешным. Мужчины переодевались в женские платья, и декорации тоже были. Самое интересное, что без ужимок и кривляний, а смешно ведь!
Я люблю чтобы со всеми декорациями спектакль был, чтобы погружали в атмосферу полностью. Когда я вижу "современную"постановку, у меня сразу возникает ощущение, что меня надули, сэкономили :( Вот с такого я ушла однажды и досматривать не стала.


Я тоже смотрела "Деревья умирают стоя" этого театра, хороший спектакль)


Здорово, что у вас так много театров.


Да, театров много, тем более открывается большое количество современных, небольших площадок. У вас не так?


Тут тоже кое-какие театры есть.
Не хочется наговаривать, но, по-моему, это совершенно другой уровень. А впрочем, поскольку я не хожу, то и судить не имею право.