Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

16 января 2023 г. 15:11

329

5 Магия на подмостках

Итак, встречайте продолжение цикла про ведьм. А это значит что? Правильно, нас снова занесёт в Овцепикские горы, средоточие магии, взращенных на её почве диковинных форм жизни и прочей причудливой срани, которая даже по меркам Плоского мира нормальностью не отличается.

Эта книга необычна хотя бы тем, что в ней есть сюжет. Да-да, сюжет, который был написан как сюжет и которому все вынуждены следовать в нормальной жизни, потому что весь мир, чёрт побери – театр, а люди в нём – актёры, что бы они сами ни думали по этому поводу. Пратчетт не был бы британцем, если б хоть раз не поднял тему великого барда. Параллели с Шекспиром здесь блистательны и фееричны. А уж какие шекспировские страсти кипят: с мрачными замками, злыми королями, смертоубийствами, мстительными призраками, кинжалами, ядами, бурями, безумием и трагичной неизбежностью. Искушённый читатель может по эпизодам расшифровывать все аллюзии и отсылки.
Когда писатель пишет про писателя, речь неизбежно зайдёт о технологии процесса и муках творчества. Пратчетт преподносит нам очень милую теорию творческих озарений, основанную на снующих там и сям частицах вдохновения, рано или поздно попадающих в чью-нибудь голову. Хорошо, если эта голова умеет писать, иначе может выйти небольшой конфуз.

И, конечно же, в центре сего драматичного сюжета оказываются ведьмы. Несмотря на то, что вообще-то в сюжете места для них предусмотрено не было, да и сами они от такого, мягко говоря, не в восторге. Но ничего не поделаешь, должен кто-то и королям задницы надирать. В профилактических целях. Ни одна уважающая себя ведьма не позволит себе растеряться и опустить руки – даже в самой странной и опасной ситуации. Невозможно не восхититься всесокрушающей невозмутимостью ведьмы, абсолютно уверенной, что если жизнь её куда-то занесла, то, значит, там ей сейчас самое место. Следовательно, прём напролом, всё под контролем. Даже если никаким контролем там и не пахнет. В последний момент, правда, обнаружится, что всё реально под контролем, но совсем не тем, что казалось в начале.

Перед нами предстанут три типа ведьм, весьма комично, надо заметить, контрастирующих друг с другом. С матушкой Ветровоск мы уже знакомы. С нянюшкой Ягг познакомимся чуть поближе, особенно с её роднёй, котом и знаменитой песенкой про ёжика. О эта песенка про ёжика, я некогда прочитал её раньше, чем самого Пратчетта. Кхе, простите, ностальгия в глаз попала. А вот и юная Маграт Чесногк, чьё одно только существование могло бы стать наглядным примером, к чему приводит чрезмерная начитанность у ведьмы. Начитанность, естественно, всякими чёрными гримуарами и прочей абсурдной ересью, которую коллеги по ремеслу не то чтобы не одобряют – скорее, не понимают, на кой. Атрибутика в этом деле не так уж и важна, ведь магия кроется кое в чём другом. В общем, сцена призыва демонов посреди старой прачечной была эпична.
И вот, кстати, что интересно. Книги про ведьм дают нам куда больше информации о местной магии, чем книги про волшебников. Наверное, потому что ведьмы в первую очередь заняты делом, а волшебники – собственными разборками и составлением меню. Одним из интересных магических моментов здесь было самосознание локаций. Ох уж этот сводящий с ума лес, он же прекрасен и крипотен. Правда вот главная магия, связанная с временным парадоксом, немного меня озадачила. До меня лишь со второго прочтения дошло, что там вообще случилось и где именно время ускорилось-замедлилось. Хорошо хоть я ради рецензий иногда перечитываю.

А вообще на второй раз книга показалась мне гораздо интереснее. Вот такой он, Пратчетт, оставляет заколдованные сюрпризы для преданных фанатов. Что ж, значит, будем читать и перечитывать дальше. И заодно теперь появился веский повод прочитать наконец "Бурю".