Больше рецензий

Wizzardao

Эксперт

по всякой ерунде

12 января 2023 г. 18:16

257

5 Когда-то мы были хозяева тут

(интересно, намеренна ли созвучность названия гумилёвскому "Заблудившемуся трамваю"?)

По сюжету очень известному детскому писателю Вадиму Рокотову предлагают эксперимент: его омолодят на тридцать лет: воспоминания, знания и т.д. те же, внешний же вид и здоровье на примерно двадцать пять. Герой - о чём, собственно, и книга - соглашается. Начало (до омоложения) в книге очень быстрое, и из-за такой эскизности было несколько скучновато, но затем книга выравнивается и с этого момента повествование идёт без изъянов.

Книги про героев-писателей отдельно интересны о-литературными мыслями, которые автор даёт своим персонажам - здесь этого не так много: сюжет скорее концентрируется именно на перенесении в молодость, и время автор уделяет более глобальному:

скоротечности молодости (а у героя она ещё более скоротечная, чем стандартная: эксперимент омолодит только на три года),

возможности проще влиться в современный мир (который существует как бы параллельно привычному герою миру - ибо поколения существуют автономно),

библиографии героя, которая как бы помогает - его все знают и не нужно пробиваться - но будто бы больше мешает: во-первых, никому не интересно свеженаписанное; во-вторых, сложнее экспериментировать и/или заняться другим (а это всё, хоть и идёт на примере писателя, актуально для всех творческих профессий - да и не только для них),

и, даже в новой личности, всё равно анамнез мешает: нужно и самому абстрагироваться от уже написанного; и справляться с тем, что имя Рокотова его постоянно преследует - то сравнят, то ещё что-то.

Но всё равно про литературу герой тоже размышляет, эти редкие мысли занимательны: к тому же Елена Липатова пишет давно, имеющийся у неё опыт писательства делает высказанное более "проверенным". Тем не менее, довольно странно было встретить мысль:

"Потому что стихи возникают в определённое время, и это время пропитывает строчки, создаёт музыку и ауру, будит ассоциации. Даже если речь идёт о произведениях для детей. Это не означает, что нужно выбрасывать классику за борт. Наоборот! Потому что чем стихи "настоящее", тем больше в них времени. К прозе это относится в первую очередь, но и к поэзии - тоже."

Первая часть замечательна - застытое автором время в произведении это важно; но почему проза считается более зависимой от эпохи? Поэзия наоборот более чувствительна к актуальному языку и в целом ко времени - чему-то мимолётному проще в ней зафиксироваться, так как стихотворные произведения пишутся и распространяются быстрее.

Больше чем про внутреннее-литературное (мысли и прочее эфемерное) здесь про внешнее-литературное - герой много проводит времени с на самом деле молодыми писателями; а также вспоминает свою первую молодость: это атмосферно сделано; к тому же такое субъективно люблю.

Неожиданно было появление в сюжете коронавируса - который не просто идёт фоном только из-за того, что в книга затрагивает начало 2020-го года - он ещё влияет на сюжет. Кажется, первый раз лично встречаю ковид в художке.

С учётом масштабности затронутого в книге - она не даёт какой-то однозначности в этих вопросах: как действовать в жизни, хорошо ли возвращаться в прошлое или нет, какая жизнь правильная. Она именно описывает одну конкретную ситуацию (и ещё несколько даются пересказом), даёт некоторые мысли, и уже на основе их приходится что-то думать самому: "обязательное" здесь разве что общее "следует ценить имеющееся время, так как оно быстро уходит" - и эта мысль интересно рифмуется с недавно прочитанным "Обществом мёртвых поэтов".