M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 января 2023 г. 21:55

215

4

Письма, дневники, рабочие записи. Ну, в общем, советская литература. ))

У меня как-то случайным образом - из копания в библиотечных каталогах - составился списочек с этим самым... письмами и дневниками. В числе прочего я узнала, что вот, в 4 томе с/с Бека имеются письма и дневники. Это меня вдохновило. При этом про самого Бека я только и знаю, что это советский писатель, известный по роману "Волоколамское шоссе", который я, конечно, не читала - ну, это я в детстве очень не любила и боялась читать про войну, чтобы про сражения на фронте. А тут что же еще. Но дневники и письма меня вдохновили, и я отправилась в библиотеку требовать четвертый том Бека. ))

Писем этих и дневников, к слову сказать, оказалось чрезвычайно мало... Но материал интереснейший, есть о чем подумать... поспорить, может... (а не с кем (( ). Как я поняла, Бек вел дневники планомерно, вообще серьезно подходил к своим архивам - все хранил, для работы ему было нужно, ну и вообще. Но превратности судьбы... Часть архива, уж не знаю, в каком объеме - была уничтожена во время войны. Писатель спешно эвакуировался, а дом сгорел при бомбежке и пожарах. (Это стало для него ударом, столько материала утеряно...) Это с одной стороны, а с другой - ну вот почему-то не было у нас тогда заведено печатать письма и дневники. Как правило. Разве что речь идет о признанных классиках, и издание академическое. Бек, как я опять же понимаю, до статуса классика не дотянул. Так что его писем и дневников здесь помещено буквально в микроскопических дозах, и в таком разрезе, что - показать работу над книгами. Это "Волоколамское шоссе" - и к нему относится немного дневников времен войны и немного годов 60-х, когда работа над романом уже шла к концу. И это книга о Кузнецком металлургическом заводе, над которой писатель работал до войны. Вот, кстати, в основном эти материалы и погибли. Но мне бы хотелось, чтобы все оставшиеся дневники были изданы... Это же очень интересно... Хотя я понимаю, что шансы на это стремятся к нулю. Кому сейчас интересна советская литература, тем более писатели, что называется, второго плана. ((

Но тут, если внимательно это все изучать, столько информации к сведению!

Вот что касается Кузнецкого завода. Совершенно неожиданно для себя я получила ответ на вопрос, которым когда-то задавалась. (что называется - мироздание отвечает )) ) Это еще когда я перечитывала "Были горы Высокой" и рассуждала о том, что они были написаны по идее Горького, что надо зафиксировать историю пролетариата, пока еще не поздно. И я тогда писала, что интересно, были ли еще сделаны такие же книги, по другим заводам. А сейчас вот, при чтении материалов Бека получаю ответ! Оказывается, идею Горького восприняли серьезно и конструктивно - ну, как я думаю, оно и происходило тогда, в 30-е. Оказывается, было создано специальное издательство... редакция? я путаюсь в этих терминах. Которое так прямо и назвали "История заводов". Бек как раз и был привлечен к работе этим издательством, и по его поручению отправился на Кузнецкий завод - который в те годы только строился - или только начал работу - чтобы на месте все фиксировать. Ну и не только Бек, и не только Кузнецкий завод. Формировались целые творческие коллективы таких вот авторов и отправлялись на разные заводы и стройки. Исполнять, так сказать, заветы Горького и советского правительства.

Попутно мне тут и еще пришел ответ на вопрос, который я даже не задавала! )) Точнее, у меня слегка что-то крутилось в голове, но не до конца сформулировалось... когда я читала письма/дневники Паустовского и Пришвина. Эти оба ездили на Беломорканал. О чем писали в своих материалах. Паустовский не знаю, а Пришвин по итогам все старался написать роман. Который у него плохо шел и все не удавался. Вот меня и удивляло - то есть, по нынешним временам я в курсе, что Беломорканал железно определен в архипелаг Гулаг и т.д. Что это считается лагерным строительством, где использовался рабский труд заключенных и т.д. А Паустовский и Пришвин туда вон ездили и изо всех сил старались осмыслить материал и обработать/выработать. Что уж они делали. Об этом я смутно размышляла. А тут получаю ответ - ну вот, значит, Паустовский и Пришвин (и другие писатели) отправлялись на Беломорканал не просто так, а, видимо, в рамках работы этого самого издательства. И именно эту работу они должны были для издательства сделать и, как люди ответственные, старались сделать хорошо. Это раз. А два - что советское правительство вовсе не считало Беломорканал лагерной стройкой, где заключенных сгоняли рабски трудиться. Иначе чего бы оно туда отправляло лучших писателей и желало максимально широко опубликовать эти работы... Я так понимаю, советское правительство считало это передовой стройкой и очень гордилось ею (не знаю, как Паустовский, а Пришвин точно был восхищен масштабами и дерзостью замысла). И наверно, советское правительство считало, что если туда и отправлялись заключенные, то это не использование их рабского труда, а высокое доверие и предоставление шанса исправить свою жизнь и принести пользу обществу... Ну вот мне так кажется... (по-моему, если не ошибаюсь, те самые твари, убийцы Павлика Морозова и его младшего братишки, тоже трудились на Беломорканале и что характерно, спокойно себе вернулись назад).

К сожалению, как опять таки можно заключить из записей Бека, вся эта история с историей заводов и одноименным издательством кончилась пшиком. Как я понимаю. Что-то мне сдается - Бек до этого не дошел, ну это потому что он не проживал в наше время, а может, это и не вошло в публикуемые материалы, а остались только упоминания вскользь - что вся эта идея вылилась в итоге, как у нас сейчас выражаются, в распил бабла, активное освоение бюджетных денег то есть. Что-то мне сдается, что было так - планов громадье, громкие заявления с высоких трибун, бесконечные совещания в высоких кабинетах, шумиха и пускание пыли, а результатов особо нет. Во всяком случае, как видно из материалов Бека, он много ездил и добросовестно собирал материалы, но чем дальше, тем труднее было выбить новые командировки и содействие, а когда дошло да стадии издания, то и вовсе начались сложности. Издательское начальство делалось резко занятым и недоступным и все такое. Начинались наезды со стороны писательской общественности и намеки на всякое нехорошее. Типа плагиата и т.д. А времена - как всякому сейчас ясно, и как Бек туманно обозначает - становились тревожные. К тому же, тут у них - на мой взгляд - создавалась какая-то исключительно подозрительная организация труда. То есть первоначально, как пишет Бек, они поехали на этот Кузнецкий завод вдвоем с еще одним автором (ну, не считая стенографисток, которые были вместо нынешних диктофонов )) ), и там вместе собирали материал, так сказать, "на земле". Потом вернулись в Москву, чтобы работать уже над этим собранным материалом, писать книгу. И тут начались всякие странности. Внезапно издательство им в приказном порядке назначило некоего "редактора", который сразу стал командовать и требовать, чтобы весь собранный материал передали ему и он бы всем распоряжался, что писать, как писать. И т.д. Ну вот, как по мне, все это выглядит чертовски странно и подозрительно. Учитывая, что и Бек, и второй автор были люди опытные по части писательства, и никакое руководство им было так-то не нужно. Ну вот, разве это не выглядит, как назначение каких-то своих лиц на непыльную и денежную должность, где вообще ничего делать не надо, а денежки капают? По-моему, так. (да, у меня профдеформация )) ). Второй писатель вскоре умер (по болезни), и Бек остался с этим биться в одиночку. Характер у него был, судя по всему, боевой, и он решительно не желал ни передавать свои с трудом собранные материалы, ни подчиняться каким-то указаниям, которые, как он считал, уродуют его книгу, которую он уже продумал. Ну вот, тогда у него вроде бы и начались сложности с издательством... Дело дошло даже до формального обвинения в плагиате. То есть, не формального, просто стали активно распространяться слухи в писательской среде, но Бек не стал дожидаться и сразу же потребовал проверки и разбирательства. ("Позвольте, у меня все ходы записаны!" (с) - сразу же вспоминается бессмертная классика )) ). К тому же Бек не стал теряться, а тоже пошел по высоким кабинетам. И если в издательстве ходили я не знаю, куда, то Бек - как следует из его записей - пошел по министрам промышленности, тяжелая металлургия, строительство, все такое, все отрасли важные, серьезные, оборонка, да. Там его уже знали, т.к. раньше он там надоедал людям со сбором материала, все ему нужно было досконально выяснять и беседовать с каждым. А сейчас он приходил со своими материалами, книгой, то есть, показывал и рассказывал. Там всем нравилось, поскольку об их же работе написано. В общем, как мне кажется, при таких обстоятельствах Бека побоялись трогать...

Да, печально все это. (( Вот так хорошие и светлые идеи погибают от столкновения с засильем бюрократии и чиновничества...
И вообще, как по мне, они изначально стали извращать идею Горького. Вот у нас сделали хорошо, да. )) То есть, у нас "Были горы Высокой" стали сразу писать с низовой точки, записывали рассказы рабочих, прямую речь. А тут стали писать с верхней точки - с точки зрения начальства, да еще и высокого. С которой виден в основном план завода и всякие графики-таблицы, а не жизнь рабочих, как она есть. Бек вот тоже все в основном беседовал с директорами, главными инженерами... министрами, да. И потом уж, в самую последнюю очередь, с рабочими. Да и то самыми видными. Ну вот мне кажется, это ошибка, ошибка! И он (не говоря уж о Пришвине и, возможно, Паустовском) все упирался это перевести в художественную форму. Чтобы это непременно был РОМАН. По заветам Великой Русской Литературы, ага. Со всеми положенными атрибутами - чтобы завязка, конфликт и прочее. Чтобы протагонисты и антагонисты. Идея, тема, все дела. Был глубоко ушиблен той самой Великой Русской Литературой, думаю я. Как они все. )) Ну вот, а мне упорно кажется, что это дичь. Нужно было не высасывать из пальца Великий Роман, а делать журналистику, публицистику... Новое время, новая действительность требует новые формы! Или уж тогда кино, что ли. Новая форма, прогрессивная. Может, поэтому есть яркие фильмы о рабочих, о заводах - но трудно вспомнить романы? которые кажутся слишком искусственными, ненастоящими? Неподходящая форма... ((

И при этом ведь еще Бек работал - как я понимаю - действительно искренне и хорошо. Старался, принимал близко к сердцу. Как я уловила, он не был изначально литератором, он шел как раз от публицистики, журналистики... ну так там бы и оставался! ((

Что еще интересно - мне кажется, тут можно слегка уловить, как шел, организовывался вал грядущих репрессий. Вот этот самый завод - начал строится в 20-е, Бек туда приехал в начале 30-х, когда уже началось производство. И тут - можно заключить по записям - начинали дело одни, а сейчас в начальственных кабинетах сидят уже во многом другие. Те, первые выбыли по разным причинам, кто умер, кто передвинулся еще куда. В общем, там сейчас сидят другие, и они желают упрочить свое положение. Они уже начинают немножко переписывать под себя, выделять свою роль и мудрое руководство. А тут приехал Бек и ринулся со своими расспросами пусть по начальникам, но все-таки на местах, "на земле". Он приехал, совсем посторонний человек, со своим желанием все-все узнать, как тут что было. Он спросил, что и как, ему на местах сказали. Он это все записал. А где-то там, в высоких кабинетах, какие-то начальники уже составили себе свое видение, как это должно быть отражено. И им совсем не по вкусу, когда в книге по истории завода вдруг появляются фамилии, которых они слышать не желают. А их фамилии не появляются - потому что их тут не было. Понятно, что такое не понравится...

Что еще интересно и совсем неожиданно - попутно замечу - что вот я читаю записи Бека, из рассказов то есть, из собранных материалов, о начале строительства завода... как тут присылали потоками рабочих, и все толклись на этом клочке, где вообще еще ничего не было, в грязи, в хаосе каком-то... Как тут росло недовольство и рабочие разбегались, потому что невозможно же существовать в таком бардаке... Пока не приехал решительный начальник и взялся действительно за организацию работы, а не за составление отчетности. И вдруг мне приходит в голову, что - да это же в чистом виде то, что описывает Яхина со своей Зулейхой, не к ночи будь помянута... Ну чисто же то самое - людей привезли, выгрузили в чистом поле, и они здесь бессмысленно толкутся в грязи, голоде и холоде... Только у Яхиной это все классическое (в нынешнем понимании) - привезли людей из злобы и самодурства, непонятно зачем, то есть ни зачем, просто поиздеваться над ними. А Бек понимает, зачем и что здесь происходит. ))

Так, ну вот, в общем, Кузнецкий этот завод... Материалы, которые Бек собирал на протяжении всех 30-х и все работал над своим Великим Романом. Но тут началась война и значительная часть этих материалов погибла. Бека это ударило очень сильно. Но тут и возникло новое - то самое "Волоколамское шоссе". И небольшие - страничек на двадцать максимум - опубликованные на этот счет материалы. Но и они дают не меньше пищи для размышлений.

Значит, как можно понять из этих совсем уж куцых записей, во время войны Бек работает корреспондентом от каких-то СМИ. От журнала, кажется, формат газеты ему не подошел. Периодически выезжает на фронт, где собирает материал, как это у него заведено. Потом возвращается в Москву, обрабатывает. В том числе он, видимо, оказался и в Панфиловской дивизии, о которой впоследствии написал свой роман.

И вот тут у меня мозг задымился буквально... Потому что я читаю и думаю - я не согласна с Беком! то есть, с его позицией. У нас же тут еще и современная реальность наложилась, да... В общем, кратко говоря, Бек выезжая на фронт, наблюдая это все, все и фиксирует. И героические деяния... и негероические... Ну, его так учили, он же еще ушибленный традициями, угу. Все должно быть по правде. Нужно отображать действительность, как она есть. И вот Бек возвращается, пишет свои материалы, несет их в редакцию - а их отказываются публиковать! По поводу чего Бек негодует в своих записях. Он обращается к каким-то классическим трудам, читает военных историков и философов каких-то и все из них выводит для себя, что он абсолютно прав и нельзя утаивать, а у него вот отказываются! брать материалы. А я читаю эти его записи (данные в кратких выжимках), и как-то, знаете ли, волосы дыбом встают... Ну вот представьте, самое тяжелое время войны, 1941, зима 1942-го... когда фронт находится у самой Москвы и никто не знает, что будет дальше, никто вообще не уверен, что удастся выстоять, выжить... И тут Бек с материалами о том, как солдаты на фронте боятся, разбегаются, дезертируют... как там возятся в грязи и в хаосе, не представляя, что вообще вокруг происходит... Публиковать такое в то время - это же безумие. Это же сразу вдолбить всей стране по мозгам информационной ядерной бомбой... (( К чести Бека нужно сказать, что он стремится то и дело на фронт, чтобы быть там, на передовой (наблюдать и фиксировать). Но он же сам не верит ни во что, не верит в победу! Он там помирать героически собрался, с народом, так сказать, но помирать... Это же ужасно, в самом деле... Какое счастье, думаю я, что все-таки тогда кто-то где-то соображал в таких вещах. И передавал спокойно, твердо и уверенно - все хорошо, работа идет. Враг будет разбит, победа будет за нами...

И ведь, что характерно - не зря же тут поместили и записи 60-х годов, когда Бек заканчивает свой роман. Он сам откровенно пишет, что не верил в победу. Что он и сейчас думает, что это было чудо. Что наши выстояли и победили... То есть, он все-таки ошибался со своим мнением и принципами, или как? ((

Так что, материал богатый, размышлять над которым надо много... Эх, и хорошо бы, чтобы это все издали, пока не пропало. Если оно еще где-то есть...

Комментарии

Память, которую оставил о себе Беломорканал. Картина 1985 года. Пётр Белов.

o-r.jpg

+1 10.01.23

Да, я в курсе, что вы на антисоветской позиции. )) Со своей стороны могу возразить - память о Беломорканале, которую нам навязали. )))

+1 10.01.23

Ага, навяжешь вам... "Вы всё врёте, антисоветчики. Советское правительство вовсе не считало Беломорканал лагерной стройкой, где заключенных сгоняли рабски трудиться. Иначе чего бы оно туда отправляло лучших писателей и желало максимально широко опубликовать эти работы?" )))

+2 10.01.23

Слова "вы все врете, антисоветчики" я не употребляла. ))
Так за ради чего тогда оно отправляло туда лучших писателей и желало широко опубликовать? ))

+2 10.01.23

Спасибо за рецензию и за размышления, очень интересно читать.

Может, поэтому есть яркие фильмы о рабочих, о заводах - но трудно вспомнить романы? которые кажутся слишком искусственными, ненастоящими? Неподходящая форма... ((

но ведь есть такой жанр "производственный" роман, мне кажется весьма интересная тема, если писатель удачный

В общем, там сейчас сидят другие, и они желают упрочить свое положение. Они уже начинают немножко переписывать под себя, выделять свою роль и мудрое руководство

я как раз об этом читала недавно в книге Вениамин Каверин - Открытая книга , только там про медицинских ученых, как они поле расчищали и пытались всячески удержаться на троне

+2 11.01.23

Ну вот, что у Каверина, в научно-медицинской среде, что тут - в производственной - принцип схожий. (( Хотя тут вроде скорее это проявляется среди партийных функционеров, которые недовольны, что - по их мнению - слишком выпячивают роль хозяйственников... В общем, очень сложный вопрос, и хорошо бы его исследовать вдумчиво и объективно. Но сейчас это вряд ли получится, слишком острая и политизированная тема. ((
"Производственные" романы были, конечно, вопрос в том, насколько они органичны, аутентичны и все такое. )) Я все хочу взяться и почитать (что найду). А то лично я из детства помню только романы нашего местного автора Очеретина и еще непонятно чей роман - я читала с большим удовольствием и сейчас вспоминаю с теплым чувством. Но у меня имеются подозрения, что от высокого классического стиля они очень далеки. )) Зато Очеретин уж точно ближе к рабочей среде, чем к писательско-интеллигентской. )))

+1 11.01.23