Больше рецензий

10 января 2023 г. 14:16

341

4.5

С большим удовольствием прочитала эту книгу. В первой части было так всё ярко, живо, эмоционально - и детские годы и учёба у Чугуевских живописцев, и о поступлении в Художественную Академию Санкт-Петербурга. Имеется здесь и наивная несколько наигранная скромность, когда Репин просматривал списки экзаменующихся и вовсе не нашел своей фамилии, которая красовалась наверху списка. (Не верю! на самый верх смотрят все, чтобы узнать кто же "царь горы").
Характеры и отношения между художниками, скандалы в Академии с выходом из неё участников, расписаны последовательно и ясно. Наконец-то все эти люди и события стали для меня понятны и близки. Особое место в воспоминаниях Репина занимали коллеги по цеху и учителя - авторитетный и принципиальный Крамской, Шишкин, юный шалопай Васильев, Архип Куинджи и Николай Ге. Много написано и о Валентине Серове, и хотя автор знал его ещё мальчиком и талант Серова формировался на глазах у Репина, а текст проникнут к нему личной его симпатией, всё равно можно сделать вывод, каким (можно я не буду говорить слово "засранец"?) сложным человеком в общении с заказчиками и коллегами был Серов.
Очень подробно описана экспедиция на Волгу, куда Васильев буквально вытащил Репина и Макарова в поисках свежей натуры - и мы все знаем с каким результатом.
Но чем дальше, тем больше мне казалось, что тон книги излишне восторжен, все поголовно безумно талантливы и даже гениальны, а между тем, наблюдательный глаз художника отмечает всё - и через реакцию других наблюдателей, выражает иную точку зрения. Так, восхищаясь сам пашущим несколько часов Львом Толстым, Репин отмечает иронию на крестьянских лицах местных прохожих.
Последняя треть книги показалась мне лишённой целостности, она составлена из лоскутных фрагментов воспоминаний, некрологов, не связана уже никаким сюжетным единством. Почти ничего не упомянуто ни о детях, ни о жёнах - хотя о них много сказано в картинах художника.
Что-то Репин путает иногда в фактах - но уж таково свойство человеческой памяти, не только терять куски, но и возмещать их, чтобы общее "здание" не теряло целостности. Где-то автор говорит меньше, чем хотелось бы, а где-то слишком много о том, о чём принято умалчивать - ну так что ж? Лучше отнестить к этим воспоминаниям не как к объективному и исчерпывающему историческому источнику (роль, на которую они и не претендуют изначально), но просто как к личным воспоминаниям человека, чьи картины каждому из нас знакомы с детства. Интересное и познавательное чтение.