Больше рецензий

T_Solovey

Эксперт

Вообще НЕ Эксперт. Это просто кто-то перепил в Нов

14 декабря 2013 г. 20:58

714

Елеаза́р Моисе́евич Мелети́нский (22 октября 1918, Харьков — 16 декабря 2005, Москва) — российский учёный-филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. (с) Вики


Работа Мелетинского, как ясно из названия, посвящена исследованию феномена мифа. Структурно работа состоит из трех частей.
В первой части рассматриваются основные теоретические подходы: тут и совсем ранние исследования (начиная от Вико и заканчивая Тэйлором), и теории более позднего времени вплоть до конца 20 в. (это и французская социологическая школа, и функционалисты, и структуралисты, и много кто ещё). Разные теории, как всегда бывает, имеют зачастую прямо противоречащие друг другу положения. Так, одни склонны считать миф явлением чувственно-эмоциональным, другие, напротив, считают его продуктом логики и абстрактного мышления, одни считают, что миф объединяет природное и социальное, другие - что разграничивает.
Вторая часть посвящена анализу основных мифологических сюжетов (в том числе и сравнительному). Например, тема появления огня у людей присутствует так или иначе в мифах многих народов. Многие помнят древнегреческую версию, но мало кто знает версии прочих народов. Мелетинский пишет об этом так:

...Выше упоминался австралийский миф о добывании огня из тела серого кенгуру, сравнимый с карело-финской руной о добывании огня из брюха огненной рыбы. Солнце и луна, которые, как сказано, часто сближаются с огнем, также иногда представляются добытыми из брюха рыбы (например, в одном индийском мифе). Ворон в мифологии северо-восточных палеоазиатов и северо-западных индейцев добывает свет и небесные светила, расклевав небесную твердь или оболочки мячей – солнца и луны. Мотив похищения огня или солнца у первоначальных хранителей распространен очень широко.


Ну и в третьей части Мелетинский говорит о мифах в современной литературе. По его мнению, в двадцатом веке в литературе наблюдается процесс ремифологизации литературы (после ее демифологизации во времена эпохи Просвещения). Особенно подробно разбирает Мелетинский творчество Джойса, Томаса Манна и Кафки. Но если первые два, с точки зрения Мелетинского, обращались к мифологизации сознательно, то у Кафки эта осознанность использования мифа под вопросом. Несколько абзацев посвящено и другим писателям. Из наиболее известных - Маркес, Лоренс (Лоуренс), Моравиа, Апдайк.

"Урок литературоведения" №10, "Спаси книгу-напиши рецензию!" тур №18

Комментарии


А можно подробнее про Т.Манна? имеется в виду Иосиф и его братья и Доктор Фаустус или что-то еще?


Мелетинский разбирает "Волшебную гору" и "Иосифа и его братьев". Во-первых, он говорит, что в романах присутствуют те проблемы, которые характерны и для мифов - дух и материя, индивид и общество, жизнь и смерть, и те сюжеты, которые используются в мифах. А во-вторых, проводит аналогии между мифами и романами: так, Волшебная гора - это своеобразное царство мертвых, карнавал - Вальпургиева ночь, самоубийство Пеперкорна - смена жреца-царя, ну и т.д.