Больше рецензий

7 января 2023 г. 01:13

1K

5 Делай то, что любишь, и делай это лучше всех

Великие компании — компании, капитализация которых росла намного быстрее рынка в течении очень длительного периода.

Джим Коллинз и его команда проделали огромную работу. Из полутора тысяч компаний, которые попадали в Fortune 500 за последние 30 лет, они выбрали 11 компаний, которые соответствовали жестким критериям отбора. После этого проанализировали их по огромному количеству параметров, дабы понять, каким образом этим компаниям удалось перейти от хороших результатов к выдающимся. Помимо этого они сравнивали эти 11 компаний с другими компаниями, которым не удалось стать великими.

Собственно, в книге описаны результаты этого масштабного, многолетнего исследования и разобраны причины (способы или факторы), с помощью которых удалось достичь величия.

Хочется отметить, что в книге разобраны именно компании, которые выполнили переход от хороших компаний к великим на определенном промежутке времени и остаются великими на определенном промежутке времени. Т. е. ряд компаний, которые сразу показали себя великими (без осуществления явного перехода) или компании, которые еще недостаточно долго показывают выдающиеся результаты, в список не попали.

В конце каждой главы есть основные выводы, а также отдельный подраздел с неожиданными выводами. Т. о. основные выводы легко повторять после прочтения.

Выводы, которые понравились больше всего:
- Основной вывод на мой взгляд — это наличие руководителя (или руководителей), который по настоящему любит свое дело (который ставит дело превыше всего, даже выше собственного благополучия) и последовательно в течении многих лет продвигающего это дело. Интересно, что это оказались достаточно скромные люди, которые реже появляются на обложках журналов, чем менее успешные лидеры, не склонны приписывать себе какие-либо заслуги и вообще не склонны выделяться и привлекать к себе большого внимания. Когда же у компании проблемы, они берут ответственность на себя. Когда они уходят, компания продолжает работать как и при них. В среднем, компании с приглашенными извне руководителями менее успешны.
- Другой важнейший фактор — это команда (главное люди, ни технологии, ни что-либо еще). Важно набрать на борт правильную команду, а уже затем решать куда плыть (что и как делать). Важнее подходящий человек, а не его опыт (опыт и знания можно подтянуть).
- - Берите людей, которые хотят доплыть не из точки A в точку B, а плыть с вами.
- - Если люди подобраны правильно, они не нуждаются в мотивации.
- - Если вы наняли не тех людей, уже не важно куда плыть.
- Важно уметь смотреть фактам в лицо. Сотрудники должны иметь возможность высказывать свое мнение открыто. Лидер придерживается парадоксу Стокдейла:


не терять веру в то, что вы можете победить, несмотря ни на какие трудности, но в то же самое время открыто и трезво смотреть суровой правде в лицо, какой бы жестокой она ни была.

- Самое важное понять, в чем компания может быть лучшей.
- Свобода и ответственность (привет Эрин Мейер, Рид Хастингс - Никаких правил. Уникальная культура Netflix , там прямо такая же глава). Самое важное здесь — это дисциплина. А самое интересное:

Список того, что надо прекратить делать, важнее списка того, что нужно делать.

- Великие компании не пытаются расти за счет технологий, они используют их как акселераторы роста. Ни один из руководителей не назвал технологии причиной роста. Если даже передать технологию другой компании, она не добьется того же роста.
- Никаких мгновенных изменений не бывает. Точка начала роста — это результат кропотливых и целенаправленных изменений в течении нескольких предыдущих лет.

Ну и напоследок самое любимое:

Займитесь чем-то, что вам очень нравится, что вы действительно хотели бы делать лучше всех, и не ради того, что вы за это получите, а просто потому, что вы хотите это делать.
Вам не нужна какая-то великая экзистенциальная идея для того, чтобы любить и отдавать все силы тому, что вы делаете (хотя, может, она у вас и есть). Что действительно важно, так это то, что вы любите то, что делаете.

Статистически выдающийся успех встречается не так уж и часто, но он требует не больше усилий, чем вечная посредственность. И действительно, если предположить, что компании прямого сравнения являются типичными, то получается, что создание великой компании связано с меньшими усилиями и даже меньшим объемом работы. Красота наших выводов в том, что они способны упростить нашу жизнь, усилив нашу эффективность. Иметь ясность относительно того, что важно, а что нет — огромное облегчение.

Смысл книги не в том, чтобы добавить эти концепции к тому, что мы делаем, чтобы стало еще больше работы. Нет, смысл состоит в том, чтобы понять, что многие наши дела — пустая трата времени и сил. Если мы организуем нашу работу в соответствии с принципами книги и приостановим или совсем перестанем делать все лишнее, то наша жизнь станет проще, а результаты — лучше.

Считаю, что книга обязательна к прочтению всем руководителям, ну и инвесторам тоже!