Больше рецензий

30 декабря 2022 г. 15:15

3K

5 От фиаско к раздвоению личности, или Перевод стрелок на самого себя

«Я как личность потерпел в жизни фиаско»

картинка Ludmila888
«Козёл отпущения всегда виноват»

«Козёл отпущения» - произведение многослойное, что приводит к различным его интерпретациям, отражающим мировоззрение самих толкователей. На мой взгляд, роман является замечательной художественной иллюстрацией диссоциативного расстройства идентичности (иначе говоря - раздвоения личности), не лишённой и фантастических элементов. «Не каждый день встречаешь самого себя».

«Он моя тень, или я его тень, и мы прикованы друг к другу навеки»

Двойник — это персонифицированный осколок некогда цельного (во многом противоречивого, но всё же единого) сознания, изображаемый автором в качестве отдельного персонажа для демонстрации двойственности и запутанности восприятия главным героем окружающего мира и себя в нём. Антагонизм литературных двойников, как правило, основывается на борьбе тёмного и светлого начал внутри одной личности. Какое же из них одержит победу, зависит только от самого человека.

«Главное, разгадать: кто — кто… Кто дает нам то, что мы хотим. Бог или дьявол. Это может быть только один из двух, но как узнать — который?»

Таким образом, в романе чётко прослеживается идея двойничества в литературе, выросшая из «Носа» Гоголя и переосмысленная в «Двойнике» Достоевским, который считал именно себя её первооткрывателем и провозвестником. Справедливо полагая, что ничего нет фантастичнее действительности, Фёдор Михайлович перевёл эту интересную тему из гоголевского мистического мира в мир психологии. Как утверждал Достоевский, двоиться человек вечно, конечно, может, но, уж конечно, будет при этом страдать. Именно таким страдальцем и оказался главный персонаж «Козла отпущения», внутренняя сущность которого, по его же признанию, настойчиво требовала освобождения: «Каким способом освободить того, другого? Я не видел ответа…».

Жёсткий свет реальности обнажил сомнения и страхи героя, помог ему осознать, что он всегда был лишь сторонним наблюдателем, а не участником событий, имел исключительно книжные познания и поверхностный жизненный опыт. И в итоге накрыла его смутная грусть и беспросветная хандра: «Дела мои в порядке, просто Я как личность потерпел в жизни фиаско».

У многих людей с диссоциативным расстройством идентичности, включая и героя романа, наблюдаются явления деперсонализации и дереализации, когда человек ощущает себя отчуждённым от самого себя и от окружающей действительности и не может понять, кто он такой и где он: «Кто я, где я, как мое имя? Я был в неведомом море между двумя мирами». Причём две субличности (а иногда их бывает и больше) могут отличаться не только национальностью, гражданством, семейным положением, профессией (как это представлено в данной книге), но и даже, например, внешностью, возрастом, полом.

Упомянутое расстройство тесно связано и с психологическим защитным механизмом, помогающим личностям "переключаться". Имеется в виду психогенная амнезия, то есть потеря памяти чисто психологического происхождения, когда человек вдруг временно забывает важнейшую информацию о себе. Он может совершенно не помнить аспекты другой своей личности и некоторые стороны собственной жизни. Именно так происходит и у главного героя. Переключаясь, он не помнит членов своей семьи и, разумеется, не чувствует обязательств перед ними. Это, конечно, очень своеобразный и удобный метод отстранения от ответственности: сам страдалец весь в белом (порой даже в роли спасателя) и мнит себя жертвой или козлом отпущения, а виноват якобы кто-то другой. Герой автоматически выбирает этот необычный способ ухода от исполнения долга, при котором проблемы, требующие решения, всё равно остаются, хоть и перекладываются на козла отпущения: «Тот "я", которым я был, потерпел фиаско. Единственный способ избежать за это ответственности — стать кем-то другим. Пусть этот кто-то берет всё на себя».

Кстати, козлом отпущения, по-моему, можно назвать любого из этих двух неразрывно связанных и ненавидящих друг друга героев-двойников, попеременно перекладывающих ответственность с себя на свою противоположность, представляющую собой лишь иной полюс их общего единства. То есть стрелки переводятся с себя на себя же. Кроме того, в антагонистических парах также имеют место попытки уничтожения одного двойника другим. И в романе каждый из двойников вынашивал подобную идею и даже брал в руки пистолет, но до её реализации дело не дошло, так что суицида не случилось. Хотя невротический процесс, приводящий к расщеплению личности, может прогрессировать и набраться такой разрушительной силы, которая способна довести до самоубийства (физического, психического или духовного).

Итак, устами обоих двойников герой многократно повторяет, что потерпел в жизни фиаско и не знает, как ему жить дальше, что с собой делать. Осознавая две стороны своего существа (ни одна из которых в отдельности не является им самим), он автоматически предпринимает попытку разрешения внутреннего конфликта путём изоляции противоречивых частей личности, находящихся в непрестанной войне друг с другом. Различные идентичности поочерёдно захватывают контроль над поведением главного персонажа, причём переключение с одной личности на другую может происходить мгновенно. Однако подобная попытка вряд ли способна принести успех.

Более того, перед героем романа дополнительно «встал другой вопрос: что делать с любовью?». И одна мудрая женщина предложила ему свой вариант: «Мы делимся ею, но она при этом не убывает. Как вода в колодце. Даже если он высохнет, источник остаётся».

Собственного ответа на свои вопросы, как и себя настоящего, страдающий раздвоением личности персонаж так и не нашёл. Но, продолжая поиски, в конце романа он отправляется в монастырь. Финал открыт…

Конечно, каждый человек двойственен по своей природе. И все мы должны стараться принять свою теневую сторону, отслеживать зло внутри себя и бороться с ним.

«Нет конца злу в нашей душе, как нет конца добру. Это вопрос выбора. Мы стремимся вверх, или мы стремимся вниз. Главное — познать самого себя, увидеть, по какому мы идём пути»

Комментарии


Таким образом, в романе чётко прослеживается идея двойничества в литературе,

Почему-то вспомнились Владимир Набоков - Соглядатай и тоже набоковское Владимир Набоков - Отчаяние. Там тоже обыгрывается тема двойничества.

включая и героя романа, наблюдаются явления деперсонализации и дереализации, когда человек ощущает себя отчуждённым от самого себя и от окружающей действительности

Да уж. Я помню читала, что вот это ощущение отчуждённости от самого себя - нехороший признак.

Герой автоматически выбирает этот необычный способ ухода от исполнения долга, при котором проблемы, требующие решения, всё равно остаются, хоть и перекладываются на козла отпущения

Хитрый какой герой наш)
Но в итоге, насколько можно судить по твоему описанию, попытки найти "козла отпущения" провалились, вполне предсказуемо.

Мы делимся ею, но она при этом не убывает. Как вода в колодце.

Красивая метафора любви... и верная. Но желательно следить за тем, чтобы колодец ненароком не пересох)

Спасибо за интересную рецензию, Людмила!) Видно, что увлекательный и психологичный роман у Дюморье вышел.


Почему-то вспомнились

а мне "Степной волк" вспомнился


А мне и "Степной волк", и "Соглядатай". Ну, и ещё, например, "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Хоть она и на слуху, но сама я не читала ещё. Надо бы восполнить этот пробел.


Почему-то вспомнились Владимир Набоков - Соглядатай и тоже набоковское Владимир Набоков - Отчаяние. Там тоже обыгрывается тема двойничества.

"Отчаяние" я не читала, а на "Соглядатая" и на "Степного волка", упомянутого Женей, даже рецензии писала. Да, там тоже двойничество прослеживается. И во всех этих произведениях финал открыт. Но если в "Степном волке" и "Козле отпущения" (как интересно получилось: волк и козлик!) ) он не лишён надежды на исцеление героев, то в "Соглядатае" персонаж всё больше укореняется в своём расстройстве.

Хитрый какой герой наш)

Да уж, он даже сам себя перехитрил. Правда, благодаря диссоциативной амнезии, наш персонаж и не подозревает об этом, а считает себя белым и пушистым. Совсем как кролик, год которого к нам приближается. ) Но огромная доля вины и ответственности за смерть беременной жены на герое всё-таки лежит.

Спасибо, Ника! И ещё раз с наступающим тебя! Новый год уже у ворот! )


Красивая метафора любви... и верная. Но желательно следить за тем, чтобы колодец ненароком не пересох)

Меня тоже впечатлила эта метафора. И да, следить надо, конечно, чтобы в случае чего непременно пробираться к источнику, который всегда остаётся, как пишет Дафна.


Однако в том же "Отчаянии" герой и его двойник мало того, что не одно и то же лицо, но они даже и не слишком похожи внешне... Там совсем другая идея у автора...


Это, конечно, очень своеобразный и удобный метод отстранения от ответственности: сам страдалец весь в белом (порой даже в роли спасателя) и мнит себя жертвой или козлом отпущения, а виноват якобы кто-то другой.

Некоторые и без раздвоения личности не хотят брать ответственность за свои поступки и винят в своих проблемах других...

Рецензия великолепна. Спасибо.


Да, обвинять в своих проблемах других или обстоятельства любят многие люди, имеющие психологию жертвы, а не творца своей судьбы. Но метод перекладывания ответственности, подсознательно используемый нашим героем, очень уж своеобразен. Он не впутывает в это дело посторонних, а враждует сам с собой, разрывая себя же на части.

Спасибо, Евгения! С наступающим! Света и добра в Новом году! )


Вам тоже, самые добрые искреннее пожелания!) И всем нам Мира!


Кстати, козлом отпущения, по-моему, можно назвать любого из этих двух неразрывно связанных и ненавидящих друг друга героев-двойников, попеременно перекладывающих ответственность с себя на свою противоположность, представляющую собой лишь иной полюс их общего единства.

в итоге, как я понимаю, обоим пришлось ответить за козла.
Спасибо за замечательную рецензию, Людмила.
Пусть в новом году светлое начало почаще побеждает темное.
Как внутри нас самих, так и снаружи.
С наступающим!


Всё могло закончиться и гораздо хуже. Хорошо, что до суицида дело не дошло, а ведь ситуация была на грани, когда каждый из двойников пытался застрелить другого. Это же было бы самоубийство героя. Но в итоге есть шанс на его излечение в монастыре.

Спасибо, Женя! И тебя с наступающим! Да, будем стараться, как и советует Дафна, стремиться к главному — «познать самого себя, увидеть, по какому мы идём пути». Ну, и делать правильный выбор, различая добро и зло.


«Козёл отпущения» - произведение многослойное, что приводит к различным его интерпретациям, отражающим мировоззрение самих толкователей.

Да, произведение точно многослойное. Я читала этот роман несколько лет назад. Он мне понравился, но детали быстро подзабылись. Остались в памяти смутные впечатления. Сейчас кое-что вспомнила, благодаря твоей рецензии. )

Различные идентичности поочерёдно захватывают контроль над поведением главного персонажа, причём переключение с одной личности на другую может происходить мгновенно. Однако подобная попытка вряд ли способна принести успех.

Вряд ли.

Я помню, что от развязки книги ожидала большего.. Но если подумать, конец соответствует всей необычной истории. Мне кажется, авторам может быть сложно придумать,как завершить истории с таким сюжетом. У Дафны получилось. )

Нет конца злу в нашей душе, как нет конца добру. Это вопрос выбора. Мы стремимся вверх, или мы стремимся вниз.

Хорошая цитата про ту самую двойственность природы человека. Вечная тема.

Спасибо за отличную рецензию, Людмила! ) С наступающим!


Остались в памяти смутные впечатления. Сейчас кое-что вспомнила, благодаря твоей рецензии. )

Сюжету я почти не уделила внимания в рецензии, а сосредоточилась на раздвоении личности. А там ведь подробно описывается неделя проживания героя в своей семье, которую он считал чужой, так как в результате переключения с одной субличности на другую у него произошла временная амнезия. И единственный человек, который хорошо чувствовал и понимал, что именно происходит, - его любовница.

если подумать, конец соответствует всей необычной истории.

Согласна с тобой. Открытый финал здесь является лучшим исходом, оставляя надежду. А более пессимистичным (но вполне возможным) была бы смерть героя, то есть суицид.

Спасибо, Кристина! С наступающим! )


Людмила, читала книгу недавно. Она вызвала у меня много вопросов. Ваша рецензия многое мне объяснила, спасибо). А с этой позиции - почему его не признавала собака, если физически это был один и тот же человек, и дочка, помню, тоже разок почувствовала другой запах? Или я что-то не так поняла?)

Да, на эти моменты с природным чутьём собаки и ощущением дочкой другого зАпаха, которые несколько выбиваются из логики предполагаемого диагноза (раздвоения личности), я тоже, конечно, обратила внимание. И когда я писала, что роман является художественной иллюстрацией конкретного расстройства, не лишённой фантастических элементов, то я как раз подразумевала и эти факты с собакой и дочкой. Однако жители поместья всё же находили объяснение такого поведения собаки, которое не очень их удивляло. А мысли невротичной девочки, склонной к демонстрации попыток суицида, о непривычном запахе от отца выглядят гораздо менее странно, чем её же достаточно равнодушное отношение к смерти матери. Зачем же автор ввела в текст эти смущающие детали? Ну, возможно, такие фантазии использованы для наведения тумана и запутывания читателя, или, например, для возможности прочтения им романа в ином ключе. В итоге получилось многослойное произведение, допускающее различные толкования.

Спасибо Вам за интересный комментарий, Татьяна! Кстати, предлагаю перейти на "ты". )


Да, давай на ты)
Вот и именно, что она за уши притянула многие вещи, как мне показалось. Водит нас за нос, чтобы мы гадали, как Чехов в Драме на охоте.
Такой же вариант видения романа у Валентина, мы с ним тоже обсуждали. У вас совпадают точки зрения. Но, честно сказать, меня всё равно многое смущает. И есть желание перечитать уже с этой точки зрения)

Конечно, после внимательного перечитывания обычно многое проясняется. Так что это правильная идея. А в упомянутой тобой "Драме на охоте" Чехов, безусловно, лихо закрутил сюжет. Кстати, сомнения Валентина по поводу убийцы мне известны, так как он участвовал в обсуждении моего отзыва на этот единственный роман Чехова. Теперь вижу, что он и под твоей рецензией продолжает сомневаться. Но лично у меня нет сомнений. Впрочем, как и у тебя, насколько я поняла. )


Да, у меня сомнений, конечно, не было, что Камышев убийца, но Валентин таки сумел их во мне зародить, потому что привёл мне там кучу доказательств и намёков чеховских...
После чего, сомнений у меня не осталось только в том, что Чехов наплел сетей. Мы так ни к чему и не пришли тогда в обсуждении..
Надо почитать ещё твою рецензию)

И ещё добавлю пару слов по поводу разных интерпретаций. После прочтения романа я посмотрела и одноимённый фильм (2012г), снятый лишь по мотивам. К сожалению, в нём многое упущено, многое изменено, нет внутренних монологов и страданий героя, чётко проявляющих суть его расстройства, потерю им идентичности. О монастыре, с мыслей о котором начинается и заканчивается книга, вообще ни слова. То есть в кино рассказана совершенно другая история, похожая на сказку со счастливым концом, в отличие от психологического и многослойного произведения Дафны с открытым финалом. Я разочарована, так как ожидала большей связи с оригиналом. Возможно, впечатление было бы другим, если бы я не читала сам роман, который, конечно, гораздо глубже и сложнее этого фильма.


Ну так да, на то и фильм. Там часто меняют. Я даже и смотреть не хочу, после книги особенно, чаще всего разочарование бывает.

Интересное мнение... тоже смотрела фильм 2012 года и он мне понравился, да, он немного другой, но посыл - тот же...
Книга была чуть занудней... тут, герой, несколько отличается... не такая нытя)
Мне, очень часто не нравятся фильмы по прочитанным книгам, а тут - очень понравилось это немного другое прочтение... и мужу - который книгу не читал, также понравился фильм)


Да, прочтение у режиссёра другое. И фильм всё-таки снят по мотивам, так что строгого соответствия там и не должно быть. А тем, кто не читал книгу, не с чем и сравнивать, поэтому восприятие иное. Вот, например, с "Ребеккой" у меня вышло наоборот: я сначала посмотрела фильм Хичкока, который мне понравился, а потом прочитала роман. И была шокирована тем, что в фильме смерть героини - несчастный случай, а в книге – убийство. В целом же фильм близок к тексту романа, но это вынужденное отличие является очень важным. Оказывается, в то время морально-этический кодекс кинопроизводителей США требовал, чтобы убийца не оставался безнаказанным, поэтому режиссёру пришлось отступить от оригинального сюжета, представив смерть Ребекки как несчастный случай.

Спасибо за отклик, Наталья! )


Когда я читаю Дафну Дюморье, меня всегда преследует чувство, что каждая её книга написана будто разными людьми..
Людмила, а кто ты по профессии? У тебя такие сложные рецензии, как научные статьи))

режиссёру пришлось отступить от оригинального сюжета, представив смерть Ребекки как несчастный случай.

Забавно)


Мне как раз эту книгу в игре посоветовали, радуют высокие оценки, надеюсь, роман придётся по душе


Если Вы ещё не знакомы с многогранным творчеством Дафны Дюморье, то, на мой взгляд, такой совет в игре - удачный повод для знакомства. В свою очередь, я бы посоветовала не ограничиваться одним произведением этой удивительно разносторонней писательницы. Причём хороши не только её романы, но и малая проза. Приятного чтения Вам! )


Можно и так рассматривать. Но мне было интересней думать, что это все -таки два разных человека. А зачем тогда автор сделал у них различные группы крови, если это "два в одном"?


Ну, это же всё-таки не медицинская история болезни, а художественная иллюстрация раздвоения личности.
Кстати, как я уже писала в отзыве, двойники ведь могут отличаться даже, например, внешностью, возрастом и полом.


Конечно. Но я вот только что прочитала этот роман и не согласна с тем, что это "художественная иллюстрация раздвоения личности." Этих раздвоений в литературе начиная с романтизма 19 столетия уже было такое количество, что, возможно, автор решила использовать тему буквального внешнего совпадения, чему в реальности есть удивительные примеры. Герои и удивились, что вот не близнецы, а такое внешнее сходство. Я не настаиваю, но мне уже эти множественные личности осточертели. Возможно же, что и автору этого произведения тоже?)


Если они различаются внешностью и возрастом, то у множественной личности они находятся в одном теле. А если тела разные, внешность разная, характеры разные, то какие же это двойники?)


Тело одно и то же, но меняется идентичность, поэтому человек резко начинает воспринимать себя иначе. Например, взрослый мужчина при переключении на другую личность ощущает себя ребёнком или женщиной и ведёт себя в соответствии с этим новым образом. Но в книгах или фильмах, где добавляется и художественный вымысел, двойник (как одна из личностей, заключённых в одном теле) изображается в качестве отдельного персонажа. В таком случае роли множества субличностей в одном человеке могут играть разные герои-актёры и могут даже находиться одновременно в одном месте, что в реальности, конечно, невозможно. Зато читателям и зрителям становится понятнее и интереснее. Как-то так, на мой взгляд.


Понятно. Я имела в виду литературную традицию. "Двойник" - это с древних времен некто, похожий внешне, но отличающийся внутренне. Христос и Антихрист, если доводить до крайности. А Джекил и Хайд - это другая традиция. У Дюморье все-таки в романе традиция двойников, на это указывают десятки мелочей, а самое главное - зеркальная внешность. Лейтмотив зеркала тоже традиционен, герои смотрят друг на друга , и каждый думает о зеркале.


Может быть,  не было разных групп крови, просто родственники были правы, когда подумали, что он намеренно соврал про свою группу - подсознательно  хотел смерти жены. Это если верить теории раздвоения. Меня в сторону этой теории  склоняет один момент - разве у двойников могут быть одинаковые голоса? 

У раздвоившихся тоже обычно голоса разные...)