Больше рецензий

25 декабря 2022 г. 17:13

508

2

Бывают книги и авторы, с которыми нужно знакомиться в определенном возрасте или состоянии ума, чтобы войти в некий резонанс и полюбить и героев, и их историю.
В данном случае с сожалением вынуждена констатировать, что ни резонанса, ни даже взаимопонимания у меня с этим автором не вышло и я подозреваю, что и не выйдет, судя по тому, что мальчишки и барабаны - это его сквозные и герои, и темы. Возможно, стоит попробовать с чем-то не фантастическим и ранним - но это когда-нибудь потом.
Первое, что бросается в глаза - что этот роман сшит наживую из трех разных кусков, которые как будто не очень-то друг другу подходят. Второе - что этот мир какой-то принципиально даже не мужской, а мальчишеский - женщин там нет, девочка вроде бы одна и та нужна, чтобы призывать героев к какому-никакому порядку. Третье - тоскливая атмосфера давящих страхов, какой-то нелепой мистики и удушающей безысходности (даже несмотря на оптимистичный финал и любовно описанное лето), и это весьма раздражает, доложу я вам. Похожее ощущение духоты у меня было от "Жука в муравейнике" Стругацких - возможно, это просто примета времени (и то, и другое написано плюс-минус в начале восьмидесятых).
Сюжет пересказывать смысла особо нет, тем более, что он и не задержался в памяти, так что один балл за бормотунчиков - классная задумка, другой - за ветерков.
Читать это будет интересно, скорее всего, только поклонникам творчества Крапивина, которые впервые с ним познакомились еще в детстве или отрочестве. Если вы взрослая женщина - есть неиллюзорная вероятность, что вам не зайдет, потому что, как однажды заметил один мой знакомый после просмотра "Хищных птиц", "в этой истории мне не с кем ассоциировать себя".