Больше рецензий

21 декабря 2022 г. 01:23

368

5 “Уж полночь близится, а Германа всё нет...”

Среди книг, мимо которых я не могу пройти, особое место занимают мистические истории русских писателей. Они меня завораживают, обладая особой, порой жуткой, порой мрачной, но всегда изысканной атмосферой декаданса. Вот именно это слово приходит на ум. Бесконечно можно перечитывать Гоголя и его фантасмагории, или готическую повесть Алексея Толстого “Упырь”, или совершенно восхитительный роман Булгакова “Мастер и Маргарита”. И, конечно, нельзя не упомянуть “Пиковую даму” Александра Сергеевича Пушкина, вдохновившую Чайковского на создание знаменитой оперы.

Эта небольшая повесть начинается описанием вечера припозднившихся игроков. Время уже даже не позднее, а раннее, ночь пролетела незаметно за курением и захватывающей игрой в карты, когда фортуна то приближала к себе какого-нибудь счастливчика, то безжалостно отталкивала. Так, за разговорами один из молодых людей припомнил интересный случай, произошедший с его бабкой, графиней *** лет шестьдесят назад. Тогда дама была молода, привлекательна и блистала не только в петербургских гостиных, но и при дворе французского короля. Там-то и случилось ей крупно проиграться герцогу Орлеанскому, а достаточной суммы на покрытие долга на руках не было. Выручил её тогда граф Сен-Жермен, о котором каких только слухов не ходило, что он и алхимик, и оккультист, и изобретатель эликсира бессмертия. Выручил он графиню весьма своеобразным образом, не ссудил деньгами, а назвал три верные карты, с помощью которых дама непременно отыграется. Что и случилось. Этот рассказ, затаив дыхание, слушал молодой инженер Германн, сын обрусевшего немца. В душе он был совершеннейший игрок, но силой характера он не давал воли этой своей тайной страсти, так как был недостаточно богат, чтобы позволить себе проигрывать. История о старой графине запала ему в сердце, и решил он любой ценой выведать у неё секрет трёх верных карт.

“Пиковая дама” – история, которую непременно нужно читать вечером, а лучше ночью, для пущего погружения – при свете свечи. Как ни странно, но для меня эта небольшая повесть обладает рождественской атмосферой, даже не рождественской, а святочной, потому что сразу вспоминаются вечера, проведенные за гаданием. И одним из самых пугающих образов был, конечно же, образ пиковой дамы. Не знаю, ставил ли себе целью Пушкин написать страшное произведение, но жутковатые моменты в повести присутствуют.

Эту повесть Александра Сергеевича я очень люблю: за двоякость, с которой можно трактовать события, за урок, преподнесенный алчному Германну, за образ графини, самый сильный в этой истории, на мой взгляд, и самый противоречивый. Да и вообще, классика на то и классика – произведение выверенное, там нет ни одного лишнего слова: всё по делу, всё работает на сюжет. Для меня настоящая загадка, как смог Пушкин в двух словах, в нескольких сценах, так объемно и ярко прописать каждого персонажа! Один штрих, другой – и вот уже совершенно ясно виден мрачный и мятущийся Германн, за практицизмом, рационализмом прячущий душу пламенную, но и низменную в своих желаниях; пара слов – и образ нежной, трепетной, романтичной барышни Лизы Ивановны смотрит со страниц, как живой; тяжелые, сочные мазки кисти выводят на свет старую графиню, которую всё еще интересуют балы и прогулки, за румянами, за чепцом, отороченным розами, за желтым платьем, расшитым серебром скрывается древняя вздорная старуха.

Самое мистическое произведение Пушкина описывает противостояние Человека и Судьбы. Человеку хочется обыграть Судьбу, выиграть у Случая, обмануть Фатум. Как только появляется возможность легких, верных денег, весь прагматизм слетает и растворяется в желании верить в возможность победы. Но когда игра идет на поле высших сил, человеку выиграть невозможно. Как бы ни думал он, что все в его руках, он всегда лишь ведомый, ведомый к погибели, если уверовал, что поймал Фортуну за хвост и держит крепко. “Тройка, семерка, туз…” - поставь на них, если осмелишься, коварно улыбаясь, предлагает Пиковая Дама.