Больше рецензий

Deliann

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 декабря 2022 г. 15:00

443

4

Мне нравятся «Шедевры фэнтези» за их разнообразие. В рамках серии выходило и тёмное фэнтези («Печальная история братьев Гроссбарт» Джесса Буллингтона), и светлое («Император-гоблин» Кэтрин Эддисон), и эпическое («Сказания Меекханского пограничья» Роберта М. Вегнера), и мифологическое («Стая воронов» Скотта Одена), и переосмысление сказки («Бессмертный», Кэтрин М. Валенте), и фэнтези, смешанное с научной фантастикой («Владыка Ледяного сада» Ярослава Гжендовича), и городское фэнтези, смешанное с мистикой («Пепел и сталь» Ярослава Гжендовича), и много чего ещё. В общем, поджанровый спектр обширный. И вот дошла очередь до истории, нарратив которой опирается на юмор. Не полностью, перед нами всё-таки не юмористическое фэнтези, а скорее военное. Однако без юмора эту историю сложно представить. Так что сегодня поговорим о сороковой книге серии – «Шестнадцать способов защиты при осаде» за авторством Тома Холта, также известного как К. Дж. Паркер.
На юмор намекает уже название, но к этому аспекту книги мы обратимся чуть позже. Для начала стоит сказать, что роман по факту является мемуарами полковника Орхана, военного инженера, попавшего в серьёзный переплёт, и вынужденного оборонять Город всеми мыслимыми способами, коих в учебниках военного дела насчитывается всего пятнадцать. И в данном случае они не работают. Отчего приходится изобретать немыслимый шестнадцатый способ защиты Города при осаде. Инженер наш обладает особым плутовским складом ума и недюжинной удачей, помноженной на наглость, так что скучать при чтении не придётся.
Но особая прелесть книги не только в том, что именно рассказывает Орхан, но и в том, как он это делает. Отличный пример для демонстрации своей мысли я обнаружил уже в начале первой главы:

«Приёмная моего приятеля клерка находилась в квартале 374, ряд 42, улица 7. О последовательной нумерации в отделе поставок явно слышали, но сомневаются в её эффективности, так что блок 374 вклинен между 217-м и 434-м. Улица 7 ведёт с улицы 4 на улицу 32. Впрочем, наверное, так и должно быть, тем более что я тут вполне могу найти дорогу, а я всего лишь строитель мостов – никто.»

По ощущениям роман находится где-то рядом с «Поправкой 22» Джозеффа Хеллера: сначала смешно и весело, потом просто смешно, а под конец, если у меня и вырывался смешок, то только горький. Автор очень ловко делает свой сюжет грустнее и трагичнее, большую часть времени этого даже не замечаешь. Ну а по форме рядом с «Шестнадцатью способами защиты при осаде» можно поставить «Легенду» Дэвида Геммела, в которой также всё повествование было сосредоточено вокруг одной осады. И точно также защитникам удавалось удерживать стены довольно долго благодаря одному чрезвычайно одаренному человеку. Однако Друсса у Геммела волновало количество врагов и сколько из них он успеет покрошить, в то время как Орхан у Паркера больше беспокоится о всякой технической информации, типа: какой высоты стены, какова дальность орудия номер 16, то есть катапульты, сколько полных комплектов брони есть в запасе и так далее. Но подаётся это в довольно ироничном ключе, так что обилие специализированной информации не кажется нудным.
Роман хорош и представляет нетривиальный взгляд на военное фэнтези. Да, здесь нет прописанного мира, ярких персонажей (за исключением Орхана и пары его друзей), магии и эпичных сражений. Но сюжету это всё и не нужно. Зато у романа есть индивидуальность и отличная история. Так что он однозначно стоит прочтения.