Больше рецензий

27 ноября 2013 г. 15:12

427

5

Особенную прелесть произведениям «увлекательнейшего жанра КНИГ О КНИГАХ» (речь идёт о литературной критике) придаёт, на мой взгляд, гармоничное сочетание глубокого научного содержания и высокого художественного мастерства. Возможно, книга Аствацатурова не вполне отвечает этому требованию – она больше похожа на расширенную дипломную работу, насколько можно судит по её структуре и часто встречающимся «формулам» «такой-то исследователь пишет… с этим утверждением можно согласиться лишь отчасти», и представляет собой, скорее, образец специального исследования, чем полновесную литературно-критическую статью.

Но несомненной заслугой автора является подчинение, в лучших традициях русской классической критики, субъективного, личностного начала (своих эмоций) бесстрастному осмыслению текста. Иными словами мы видим не восторженный энтузиазм и экстатическое увлечение текстом, а его спокойное и строгое понимание и анализ, что в случае «Бесплодной земли» не такая уж тривиальная задача. Поэтому основными особенностями работы Аствацатуров следует назвать её критический характер, тщательность исследования, академичность и профессиональную сдержанность изложения. И тут нужно сказать несколько слов об авторе, хотя достаточно будет упоминания лишь одного факта: Андрей Аствацатуров – внук Виктора Максимовича Жирмунского; он филолог по образованию, кандидат наук, достаточно «модный» писатель и довольно известный, медийный человек.

Теперь собственно о книге. С определённой долей условности в элиотоведении можно выделить два основных направления: одна группа исследователей, представители «новой критики», занята в основном выявлением многозначности текста, разысканием источников скрытых цитат, вопросами интертекстуальности; вторая группа – новые представители биографического метода - больше внимания уделяют личности поэта, и таким образом, рассматривают «Бесплодную землю» как лирическую автобиографию, связанную с катастрофой семейной жизни Элиота. Общим является лишь одно: репутация Элиота как выдающегося поэта не подвергается сомнению, «Бесплодная земля» - средоточие «поэтических исканий автора», его ключевое произведение.

Аствацатуров принадлежит к первой группе элиотоведов. В начале книги он кратко пересказывает историю создания поэмы и её восприятия современниками, раскрывает принципы литературно-критической теории Элиота, его взгляды на поэта и поэзию и предлагает собственную систему или основу для прочтения поэмы. Комплекс идей «Бесплодной земли» рассматривается в работе с позиции двух центральных тем: «смерти-в-жизни» («герой «Бесплодной земли» утратил жизненные силы: его бытие лишено смысла. Оно бессознательно, автоматично. Такого рода существование связано не с миром жизни, а с миром смерти») и возрождения или метаморфозы («каким образом герой способен вновь обрести жизненные силы»). В этом контексте автор далее подробно исследует каждую из частей поэмы. Помимо указаний на реминисценции и их источники, что, бесспорно, важно для понимания поэмы, Аствацатуров также наглядно демонстрирует, как идея поэта находит своё воплощение в поэтической форме и художественных образах. А для модернистского верлибра, каким является «Бесплодная земля», для произведения, где «всё отразилось, всё смешалось, всё наложилось друг на друга в потоке сознания», подобные комментарии - вещь не просто вспомогательная, как это бывает обычно, но почти необходимая.

«Бесплодная земля» – это набор голосов, порой не имеющих конкретных субъектов, которые переходят друг в друга, сливаются с событиями и предметами». Услышать и лучше понять их замечательное исследование Аствацатуров, без сомнения, помогает.

Книга прочитана в рамках флэш-моба "Урок литературоведения"!

Комментарии


у него также сложно, как и у Жирмунского? Какие люди!


наоборот :) у Аствацатурова все очень просто