Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 декабря 2022 г. 22:31

188

4 «Бедная Лиза» и все, все, все

Карамзина я читала еще в студенческие годы, и если бы не моб, где мне выпал этот сборник, вряд ли бы собралась перечитать. Рада, что это случилось. Оказалось, что писатель очень созвучен настоящему времени в своих горячих и искренних патриотических переживаниях. Именно так воспринимаются очерк «О Москве», историческая повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» о гибели свободного, самобытного Новгорода, но возникновении великой России; «Наталья, боярская дочь» – светлая история истинной, чистой, одухотворенной любви Натальи и Алексея, ставших защитниками своей земли.

Повесть «Бедная Лиза», давшая название сборнику, – культовое произведение конца XVIII века. Не случайно же современники автора вспоминали о настоящем паломничестве читателей к «Лизиному пруду» в окрестностях Симонова монастыря. Думаю, читающую публику привлекало в повести сострадание к бедным людям, равным благородным господам в способности переживать любовь. И тут меня ждал настоящий инсайт. Оказывается, знаменитая фраза писателя о том, что «и крестьянки любить имеют», относится отнюдь не к заглавной героине, а к ее матери, горячо любившей отца Лизы! И второй инсайт: Эраст – не банальный вероломный соблазнитель, а глупый чересчур чувствительный мальчишка, который поначалу не на шутку влюблен в героиню. Но слишком уж он легкомыслен, не способен на серьезные поступки и ответственность за любимого человека.

«Евгений и Юлия» – еще одна сентиментальная повесть о любви, о несбывшемся счастье на фоне идиллического пейзажа. Обострённая чувствительность сводит героя в могилу.

«Рыцарь нашего времени» – неоконченный роман, создававшийся уже в начале XIX века. С одной стороны, он содержит очень трогательные сцены (например, смерть матери героя, о которой нельзя читать без слёз), а с другой – эта излишняя чувствительность отдаёт едва ли не самопародией, в которой очень заметно ироничное отношение автора к сентиментальным штампам.

Карамзин предстает в сборнике и как предтеча русской готической прозы. Именно к ней относятся повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена». Здесь сохранен весь антураж «готики»: загадочный остров, таинственный замок, жгучие тайны, наказание за тяжкий грех, клятвопреступление, запретная любовь, пленница в темнице. Герои обуреваемы страшными предчувствиями, отчаянием, роковыми страстями, пламенными чувствами, раскаянием и т. п. Карамзин плетет замысловатый и таинственный узор сюжета, многого не проясняя, сохраняя атмосферу тайны и недосказанности.

Карамзинская проза сегодня воспринимается как избыточно сентиментальная. Но не будем забывать, сколько веков отделяют нас от ее автора. Писатель привлекателен своим явным состраданием человеку, пусть порой заблуждающемуся, даже греховному. Особое внимание уделяется внутренним состояниям героев, многообразию их чувств и ощущений, что для русской литературы конца XVIII века было весьма новым.

«Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» прослушаны в отличной начитке Владимира Аполлонова.

Моб «Летнее внешкольное чтение», клуб "Читаем классику вместе!".
«Покорители вершин»

Комментарии


Тоже прочел недавно «Бедная Лиза».
С самого начала я отнесся к ней как к культовому произведению конца XVIII века, а потому и не ждал ничего. И в целом не разочаровался :)
Единственно, что мать героини мне показалась неправдоподобной. Что, даже мысль не закралась о том, что это не просто благодетель, любитель цветочков?


Вот да, странно как-то. И куда жизненный опыт подевался? А может, в XVIII столетии люди были чище и доверчивее? ))))