Больше рецензий

13 декабря 2022 г. 12:50

158

2.5 Спойлер Макгаффин для космической революции

В послесловии автор говорит, что хотел взять лучшее от "золотого века фантастики" и "золотого века детективов", скрестить их в одной книге и получить что-нибудь хорошее. В принципе, у него получилось - с той только разницей, что взял он не то, чтобы лучшее, а скорее наоборот. От старой фантастики тут весьма унылый по продуманности и отдающий подозрительной сказочностью мир, в котором кто-то куда-то как-то летает между орбитальными домами, сверху восседают грозные и нерушимые тираны, а от детективов - гениальный следователь, озарения которому приходят из эфира, то есть из снов, а не из кропотливого осмысленного анализа.

Из плюсов можно отметить более-менее нормальный язык, хотя местами текст всё равно казался перегруженным какими-то метафоричными символами и аллюзиями на прекрасное. Но читать, в принципе, можно без особых страданий.
Осмыслять прочитанное без них не получится, это вот да, есть такая беда.

Сюжет слаб и вычленяется из написанного с трудом; непонятно, в чём он вообще состоит. В личности Стеклянного Джека? В его преступлениях? В украденной и скрываемой технологии? В его союзе с одним кланом против другого? В космической революции за всё хорошее против всего плохого, сбрасывании тирании и разбредании человечества по окрестным звёздам?
Так ничего из этого по итогу не раскрывается, а все внезапные сюжетные вотэтоповороты ведут в никуда и заканчиваются ничем. Из кое-как описанного и имеющего выхлоп разве что одно убийство лакея, да и то лежит по итогу одинокое и никому не нужное в углу, потому что как раскрылось, так и закрылось обратно.
Даже многострадальная технология перемещения со сверхсветовой скоростью - типичный макгаффин, потому что все за ней гонятся, гонятся, и... И всё.

Лор - это моё любимое (нет) "придумай сам, что произошло с Солнечной системой и почему". Вот серьёзно, у автора уже есть условные 500 страниц текста, в чём проблема добавить к ним ещё 50 и расписать, почему иерархия этого мира приобрела такую идиотическую форму, почему в высшей аристократии союзы заключаются только между женщинами, как работает местная генетическая селекция, на каких двигателях все местные корабли такие бодрые, где берут топливо и почему Улановых вообще нужно свергать?
Нет, вместо этого читателю дают сто страниц подросткового нытья о том, как старшая сестра предала младшую и не захотела раздувать пожар мировой революции во имя чего-нибудь. Окей, наверное, по задумке надо сочувствовать младшей, но почему? Я тоже не понимаю, почему в конкретно этом космосе технологию сверхсветовых перемещений нельзя передать Улановым и почему Стеклянный Джек со своей идеологией оправдания убийств "высокими целями" лучше - мне об этом ничего не рассказали, а додумывать самой чужой лор практически с нуля мне не нравится. Да и младшая сестра мне не нравится, как и все остальные персонажи - они не просто картонные все как на подбор, но ещё и крайне истеричные по поводу и без.

О том, что Стеклянный Джек с уровнем технических знаний автора должен был умереть десять раз ещё в первые пять дней на астероиде, а затем ещё десять - во время так называемого побега, умолчу. Там вообще каждую строчку можно разбирать с вопросами "а вы вот как этот треш выдумываете, сами или под стимуляторами?".

Финал - пустой выхлоп с привкусом диснеевского мультфильма. В нём ничего не происходит, Джек расстаётся с Дианой, и читателю так и не показывается, какова по итогу судьба технологии, клана Аржан и революции, то есть, всё прочитанное раньше оказывается просто бессмысленным.
Концовки нет, чёткой сюжетной линии нет, лора нет, "населена роботами" какое-то.

Вот правда, хорошо разбираться в фантастике - это ещё не значит самому хорошо её писать.

Этот роман мог бы написать Уильямсон, и это было бы простительно, потому что он экспериментировал с фантастикой ещё до того, как Робертс родился. Но для книги, которой меньше пятидесяти лет, "Стеклянный Джек" выглядит куда хуже, чем обещает его аннотация и множество пиара - максимально бестолковая техническая часть, мир без внятного наполнения и предыстории и сведение всех сюжетных ходов к любовным страданиям вместо кульминации идеи. (Основной идеи, правда, тоже нет.) Потому что, божечки-кошечки, это же главное в фантастическом романе, который как бы собирался рассказывать нам о преступнике и революционере - его признание в любви шестнадцатилетней девице с замашками поп-звезды. Сюжет, смысл и развитие - всё это неважно, у нас тут на повестке дня любовь, которая всё меняет, не мешайте.

Странно, что роман премию Хьюго не получил, как раз очень соответствует нынешнему уровню её жюри.