Больше рецензий

12 декабря 2022 г. 13:44

302

5 «Если Бога нет, значит все позволено»

Последний неоконченый роман, финальный аккорд в творчестве автора, завершающий и подводящий итог его многолетних трудов - философских и религиозных размышлений, а также ранее разрабатываемых характеров, тем и вопросов. 

«Братья Карамазовы» - для меня стали исследованием души героев через вечные и незыблемые темы - Бога, морали, нравственности, свободы и выбора, где история отдельной семьи и отдельных людей становится масштабной историей человеческой личности вообще. Темы эти все время наслаиваются, переплетаются, отражаются друг в друге, создавая сильнейшее по своей сути сюжетное полотно.

Достоевский раскрывает тот самый корень зла, его неотвратимость в тех условиях, которые предопределяют сложившуюся трагедию. В этой истории совершенное преступление - вовсе не трагическая случайность, а годами назревающий конфликт и шаг за шагом образовывающаяся, слишком благоприятная почва для неминуемой беды. 

Как никогда сильна в этом романе тема религии, с которой Достоевский ассоциируют те самые вопросы нравственности и морали, показывая борьбу веры с неверием, развивая идею вседозволенности, путем отречения от Бога и губительной силы воздействия таких мыслей, которые будучи неверно понятыми могут обернуться настоящей катастрофой. Отсюда же вырастает другой важный вопрос: кто истинный преступник - непосредственный исполнитель или же идейный, пусть и невольный, вдохновитель. Очень важной в романе звучит мысль о том, что закон нравственности, совести, религиозности неизмеримо выше закона юридического.

В «Карамазовых» органически вплетается «Легенда о Великом Инквизиторе» Ивана Карамазова - великолепное создание автора, повлиявшее на последующую мировую культуру, гениальная интерпретация евангельского рассказа об искушении Христа Дьяволом. Это поэма на тему свободы воли и завышенных требований христианства к своим последователям, отражающая мировоззрение и философию Ивана, где он заключает, что существующее в мире зло есть доказательство отсутствия в нем Бога.

Кажется, что в этом романе есть все, что ни есть важного: это и противоборство «отцов и детей», это и вера не только абсолютная, но и подвергающаяся испытаниям и сомнениям, и любовь - всепоглощающая, которая может как доводить до исступления, так и сеять благородные чувства и учить совершать добрые поступки, это и свобода воли, которая по задумке автора без нравственных ориентиров не принесёт человечеству ничего хорошего, ведь «если Бога нет, значит все позволено».

Достоевский в своем произведении стремился показать назревающие проблемы настоящего - отрицания духовности, обособление человека от общества в угоду своему «человеческому праву» жить так, как ему самому заблагорассудиться, пусть бы и в эгоизме и распущенности - «гори хоть весь свет огнем, было бы одному мне хорошо». 

Символом этого жизненного принципа становится семья Карамазовых, в своей безудержности и страстности, стремящейся к катастрофе. Однако герои Достоевского никогда не бывают столь одномерными, все они сотканы из противоречий и глубоких внутренних конфликтов. Они могут заключать в себе и стоическую твердость и низкую подлость, благородный дух и одновременно безнравственность и слабость. Кто-то идет на предательство, принимая последствия мук совести ради болезненной и отчаянной любви, готов нести свой крест за то, чего не совершали, понимая, что не выдержат такого наказания. Кто-то неистово отрицает Бога (в то же самое время утверждая необходимость религии) его замысел и создания, но не выдерживает власти разума, осознающего тщетность человеческой жизни.
Но вопреки всему есть здесь и надежда, что идеалы эпохи о свободе, которая заключается только в удовлетворении и приумножении личных потребностей, уйдут, и на их место придут новые.
Сложно представить, какое еще более поразительное произведение могло бы появиться, воплоти Достоевский задуманное в своем «Житии великого грешника». Но даже и сейчас мы не можем не оценить всей мощи предостережения и небывалой силы этого романа.

больше отзывов на моем канале