Больше рецензий

kuzyulia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2022 г. 22:59

267

4

Картину "Мир Кристины" я увидела впервые в детстве, но о художнике почти ничего не слышала. И когда я узнала о том, что есть книга о той самой девушке, то захотела её прочитать. Конечно, это не настоящая биография, в книге много авторского вымысла, но Кристина Олсон действительно существовала и была музой художника Эндрю Уайета. Героиня - женщина в своём роде незаурядная. В детстве она заболела непонятным неврологическим заболеванием и постепенно теряла возможность ходить и работать руками. Кристина, привыкшая с детства к самостоятельности и жившая уединенно с братом, передвигалась по дому и вокруг него ползком. Картина была написана в 1948 году, когда героине было уже за 50. Но нарисована молодая девушка. Что тут от реальной Кристины? Её дом, её земля, её сила духа.

"Временами прибежище, а временами – тюрьма, это здание на холме всегда было мне домом. Всю жизнь я стремлюсь к нему, желаю удрать из него, я обездвижена его властью надо мной".

Художника привлекал и фамильный дом Хэторнов, которые стали Олсонами только в последнем поколении. В истории предков Кристины много интересных страниц, связанных с процессом над Салемскими ведьмами и с писателем Хоторном, автором "Алой буквы". В роду у них были моряки, а бабушка Кристины даже уходила с мужем в многомесячные плавания.

"От уз семейной истории не удрать, как бы далеко ни уезжал. И скелет дома, бывает, хранит костный мозг всего, что случилось когда-то".

Кристина сама рассказывает о своей жизни. Интересно читать о быте фермеров начала 20 века (почти как о жизни Робинзона на острове).Очень колоритная получилась бабушка героини, которую она звала Маммея. А вот любовная линия  выглядит, как явный вымысел, и удешевляет книгу.

Зато я была рада побольше узнать о Уайете и познакомиться с его картинами. Художник всю жизнь прожил в Новой Англии, любил рисовать одни и те же места и людей. Внешне его работы близки к реализму, но есть в них какая-то недосказанность, тревожность.

"Хочу подобраться близко к плоти вещей. Как можно ближе. А это означает возвращаться к одному и тому же материалу вновь и вновь, всякий раз вкапываясь все глубже... Люди говорят, я реалист, но, если честно, на моих картинах все на самом деле не вполне… по-настоящему. Я убираю то, что мне не нравится, и замещаю это собой".