Больше рецензий

10 декабря 2022 г. 15:52

366

5 "Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…"

Страстная пятница в жизни каждого воцерковленного христианина – особый день: это день воспоминаний о распятии Христа, день особенно строгого поста, а кроме того, день молитвы и покаяния. Но в строгих ритуалах Страстной пятницы зарождается ощущение близких перемен к лучшему, ведь за покаянием следует искупление грехов и помилование, как за Великим постом следует Пасха! Читая «Студента» А.П. Чехова, вместе с главным героем рассказа, семинаристом Иваном Великопольским, невольно в душе проходишь путь от уныния к радости, от чувства разобщенности со всем светом до осознания удивительной гармонии мира.
Итак, в Страстную пятницу студент духовной семинарии, сын бедного сельского дьячка, в сумерках возвращается домой. Дует холодный, пронизывающий ветер, продрогший студент, глядя на унылый пейзаж, утопающий в вечерней мгле, чувствует себя на редкость одиноким и неприкаянным, беспомощным перед лицом враждебной природы. И при мысли о том, что такой же ветер дул «и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре» бедный семинарист совершенно пал духом, и ему уже не хочется идти домой, в неуютную нетопленную избу, где на печи кашляет больной отец…
Вырывают студента из мрака отчаяния яркие языки костра, вдруг вспыхнувшие на вдовьих огородах. Беседа с женщинами о ночи в Вифлеемским саду, где у такого же костра плакал апостол Петр, отрекшийся от Христа и раскаявшийся в этом, помогла студенту вернуть бодрость духа, ведь вдовы приняли слова Ивана близко к сердцу, их слезы натолкнули его мысль, что «прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой». И уже с новым чувством радости и понимания, что «правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду, продолжались непрерывно до сего дня», Иван продолжает путь, переправляясь через реку, не чувствуя ни холода, ни голода. Ведь и правда, какое значение имеют временные лишения перед лицом «восхитительной жизни, полной высокого смысла» с ее невыразимо сладким обещанием счастья?!