Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 декабря 2022 г. 14:44

870

3

«…дозвониться до разума и сердца через гам многолюдья»

Заметил, что в названии книги в разных источниках постоянная путаница с написанием второго слова. То «Пармы», то «пармы». То имя собственное, то существительное. Парма, то неизведанная страна, то вековой лес по горам, то жуть нечеловечья, то край Пермский.
Очень много написано об этой книге, трудно сказать что-то новое и не обычное. Лишь главное, что в книге мне увиделось.
Нет почти всегда ни в чем, ни в людях, ни в их поступках,ни в смыслах, ни в идеях в этой книге ни твердой определённости, ни авторской позиции, ни места, с которого ты понимаешь, – вот правда, вот настоящее, здесь сердце авторское успокоилось… И потому произведение распадается на множество отдельных историй, каждая из которых отдельно может показаться не плохой, где-то увлекательной. Но вместе истории эти никак не составляют яркого единого произведения со своей концепцией и гармонией.
Сама колонизация Пермского края и прилегающих, по разбегающимся мыслям автора, то смерть и угнетение для местных, то шанс на развитие и процветание. Не разберешь…
Московские князья в эпоху пассионарного взрыва, в период развития Москвы в глазах пермского князя Михаила выглядят чудовищно, как гнилушки, отравляющие все вокруг. А позже они уже – силы светлого добра, силы родной и спасения. Ничего? Диссонанса не наблюдается?
Московский дьяк, брагой упивающийся и до дикости тупой, болван безвольный, насилует местную княгиня. А княгинюшка из местных народностей, князю Михаилу верная жена и сподвижница, мать детей его, уходит от него и изменяет с его кровным врагом, уничтожившим войско и ближнюю дружину князя убившим.
А что Михайло-княже? А ничего и прощает женушке, и любит ея беззаветно по-прежнему. И княгинюшка возвращается. И опять изменяет ему с ратником Вольгой. И видит все князь Михаил и не может, и не хочет ничего изменить. Ну не муть ли?! Дичайшая.
И после Михаил, нарушивший волю государя московского, сатрапа кровавого, восставший против него, – ничего прощен, отпущен и посажен (не на кол) – вновь на пермское княжение. Ничего? Диссонанса не наблюдается?
Иона Пустоглазый, епископ пермский, мерзавец и убийца.

«Без малого греха большой грех не одолеешь»

И автор чудесное нам нравственную дилемму предложил: чья вера сильнее. Убийцы-священника или скудельника – могильщика, который ищет что-либо ценное в захоронениях.

«Коли нет в тебе тяги к тайнам человеческим самодревним, так и сиди тогда на острове посередь болота»

Ну не муть ли?! Дичайшая.
Вольга-перебежчик, предатель, изменник («какой-то я порченный»): то бежит от войска московского, то от войска пармского.
«боль его громко дребезжала в душе, как коровье ботало…»
Спит с княгиней со страшной, дикою любовью. И о князе, и о верности, присяне ни мысли, ни слова. И вдруг автор подвиг ему в судьбу пропащую вкладывает: жизнью Вольга жертвует ради други и люди своя. Ничего? Диссонанса не наблюдается?
Княжич Матвейка такой же предатель, желающий смерти отцу. Он вообще остолоп и дружина его такая же бестолковая. Острог в осаде, но единственный колодец к концу первого же дня вычерпан и воды не осталось. Сделать общую выгребную яму никто выкопать не догадался. Мрет без корма скот. И никто не догадывается туши закопать. Прочая глупость. Ратники в остроге насилуют молодух, процветает воровство.
И так во всем – муть дичайшая.

Комментарии


Частично согласен, местами автор передержал, перетомил читателя. Хотя его книги больше про людей, чем про историю. Такое же отношение у него в дилогии Тобол. Он использует историческую основу и рассказывает истории людей, которые могли тогда жить. А ещё очень щедро добавляет мистики, чтобы сильнее заинтересовать как можно больше читателей.


Как мне показалось: истории людей да.
Но за историями про людей (шикарные, наполненные событиями, которых и в три жизни не вместить, истории), но я ща ними не увидел самих людей, характеров.
И еще. Совершенно нет идеологической цельности произведения.
:)) Мне лично она нужна, без этого никак :)))


И после Михаил, нарушивший волю государя московского, сатрапа кровавого, восставший против него, – ничего прощен, отпущен и посажен (не на кол) – вновь на пермское княжение. Ничего? Диссонанса не наблюдается?

Нет, не наблюдается, поскольку так все и было. Пятнадцатый век, дикие люди.


Люди, может, и дикие, времена может и древние, но, как мне кажется, они с ещё более древних, древних времен знали, что "предавший однажды, предаст ещё".


Ну, стало быть Иван III не знал. Он ведь все-таки простил Михаила.


Кстати, - я честно не знаю, пишут что кн. Михаил историческая фигура: а вот был ли факт прощения за измену?
Просто казнили тогда за гораздо меньшие провинности...


Насколько я понимаю, есть летопись, которая об этом пишет - Вычегодская или как-то так.