Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 декабря 2022 г. 20:53

910

1 Колонка сплетен от хипстера-блогера 19 века, добротным языком

Обычно от школьной классики ожидаю взрослого чуда: вот она я, читаю по своей воле будучи уже взрослой, и новые глубины, параллели и наслаждение открывается в таких старых писателях. Нет больше глыб, остаются люди. Этим и прекрасно подходить к классике (особенно русской) во взрослом возрасте - происходит переоценка и тебе, как относительно свободному человеку, разрешено думать и анализировать, как хочется, а не как методичка сказала.

И вот он, Пушкин, “наше все”. Вполне возможно настроение не то попалось, и поэтому книга пролетела. А может и действительно, пьедестал есть пьедесталом, потому что так сказали. Разумеется, я не хочу умалять заслуженных почестей и достиженей, такое как создание русского языка (включая литературного), или роль влиятеля на другие умы / писателей / поэтов, и, разумеется, судить по одной книге без контекста все творчество писателя - это не круто. Но это мое субъективное мнение чисто по произведению. Но все равно, чувствую, что полетят помидоры, если решу опубликовать этот отзыв как рецензию.

Самая большая проблема у меня была, что несмотря на маленький размер и легкую стихотворную форму, книга читалась на удивление тяжело и долго. Я просто не могла заставить себя ни оставаться с произведением, ни даже открывать книгу. Закончив его, я вздохнула спокойно и поставила единицу.

Вначале было интересно и слог легкий, но красивый. Но это поверхностный флер… Оригинальных, красивых метафор, аллюзий и прочего не найти. Смысла как такового тоже нет. Чувство и чувственность? Да, это есть, но оно не затрагивает какие-то сильные эмоции или серьезные переживания, по сути ничего, кроме “любви” (а точнее похотливости, которую многие называют “романтичностью”) - нет. Настолько глупый, самовлюбленный, лишенный какого-то либо смысла слой общества (а может и текст…).



***

Читая книгу, мне невольно приходили аналогии о том, кем бы автор был в наши дни. Скорее всего хипстером-блогером, который ведет простую до безобразности колонку сплетен добротным языком.

Откуда здесь “простая до безобрасности колонка сплетен”? Потому что если мы присмотримся к сюжету, вполне банальная история. Она, наивная деревенская девочка, влюбилась в него, мажор, прожигающий жизнь и скучающий ото всех и всего, создала себе какое-то мифическое существо, идеал в голове и назвала это истинной “любовью”. Он, разумеется, отверг ее (хорошо еще не надругавшись), но вот, наша Она выдержала удар судьбы и нашла другой путь. Путь великомученницы, потому что эта “истинная любовь на всю жизнь”, но “долг, господа, аристократский долг быть верной мужу и хорошей хозяйкой”. Ну и для особого вау, давайте добавим закругление и зеркалку темы, простейший параллелизм, и сделаем так, что это Она отвергает его, а он оказывается в ее шкуре… Помню, именно этот ход так сильно действовал на меня в подростковом возрасте - справделивость восторжествовала и она отомстила за свои страдания отказом, а он теперь в вечном аду! Чем не фантазия для подростков, которые постоянно влюбляются и попадают в различные драмы. Есть ли какая-то глубина или актуальная на все времена тема? Нет, ну разве, что для подростков… Так же никакой актуальности на сегодняшней день не заметила, кроме понтов, но об этом дальше.

Откуда здесь “хипстер-блогер”? Ладно была бы просто история и описания, но, нет, 60% лирические отступления в виде: а) фамильярный разговор с читателем, передаем приветы, как оно называется, б) дай-ка я повспоминаю и поговорю о себе, своих чувствах, и переживаниях (и было бы прекрасно, если бы человек был особой глубины, мыслящий, но это всего лишь повторения и лепет “романтика”), в) Евгений Онегин реально напоминал средний блог, где чуть-чуть будет сплетен, чуть-чуть будет истории, чуть-чуть будет меня, и чуть-чуть будет к тебе. Почему хипстер? Ну столько, господа, name-dropping’a, от перечисления всяких поэтов / философов / писателей, чтобы показаться круче, чем есть до описания тысяч вин, блюд и прочего. “Посмотрите как шикарно живется нам!” Ну, круто, только это не добавляет никакой ценности… Про добротный язык уже сказала. Красиво и легко, но ничего особого (разумеется, тоже сказала, что быть первопроходцем - это круто, но я оцениваю произведение и рассказчика сейчас, а не писателя как такового).



***

О теперь об актуальности. Вот этот момент меня реально взбесил. Ленский и Онегин. Два обиженных ЭГА встретились. Один обиделся, что его якобы вытащили и привели на этот праздник (бедненький, а вот сказать “нет” не судьба, правда?? все за тебя решают. и вместо того, чтобы самому взять ответственность за свои действия, нужно всегда винить кого-то другого! как знакомо). И начал из злости и обиды флиртовать с любимой девушкой своего лучшего друга, настоящий блин мужчина. Ну это ладно, был только флирт, и если честно, легкий, едва заметный. Что же делает друг? Эго включается у друга тоже. И он приглашает на дуэль. АХ МОЯ ЧЕСТЬ. Хотя если честно, мне показалось, что честь здесь всего лишь отмаза для красоты и “романтики”. Честь должна исходить из чего-то глубинного и важного, к примеру, служение людям и обществу, а тут только эго и обиды. Дуэль настала и произошло убийство. И это пренебрежение к жизни - это самое дикое. Человеческая жизнь не так важна, как твое эго, обиды, амбиции, капризы. И это считается “романтичным” и “доблестным”. Тьфу на такую мораль, одни понты и отмазы своей собственной ущербности.

Две истерички. Два ахиллеса (а не Гектора, который показал, что есть настоящая честь и достоинство…). И такое понторезство было и, к сожалению, остается актуальной частью культуры общества. Многие даже восхищаются таким абсурдом…

Единственный плюс - это то, что кое-где у Онегина проклевывалась рефлексия и даже совесть, но это были настолько слабые голоски, которые утихали слишком быстро, чтобы как-то изменить персонажа или хотя бы направить его на другую развилку.



***

Вывод: книга не понравилась от слова совсем. С Пушкиным еще буду знакомиться. Но очень рада, что прочитала, потому что переосмысление канонов - очень важное дело, особенно сейчас, в такое время как наше.

Спасибо De_Kuleya за совет в Новогоднем флешмобе.
Прочитана в "Собери их всех" и Уютной Кофейне
.

Комментарии


В чем гений Пушкина мне смогли объяснить только в институте. Препарировали эти тексты до каждой запятой, изучали, сравнивали и тд. А меня прям раздражало. Мне казалось, ну что за гений такой, если надо объяснять? Гений в моем видении был тот, кого читаешь и такой ооооггггооо, сразу обомлел, сразу проникся, сразу восхищён безмерно ))) Но в случае с классиками достаточно просто знать. А любить не обязательно) И мне кажется, тем то и хорошо быть свободным взрослым. Хочешь - читай Пушкина, хочешь - Донцову. Хочешь - шаверму ешь, а хочешь - иди в молекулярную кухню

Препарировали эти тексты до каждой запятой, изучали, сравнивали и тд. А меня прям раздражало. Мне казалось, ну что за гений такой, если надо объяснять?

Форма и контент - разные вещи. Про стилистику я ничего не могу сказать, тем более, как понимаю, что нужно знать контекст.
По поводу "гений/не гений", разумеется, если у тебя нет широкого кругозора и образования, сложно сказать, каждый может быть гением (потому что каждый новый опыт / необычность / одна волной с тобой), но от этого субъективного мнения гением совсем не становится. Нужно смотреть в сравнении с другими и в контексте. Обычно "гении" проявляются либо в сложности, либо в инновации подхода. С Пушкиным была инновация (по-крайней мере язык и стилистика), но сложность (к примеру, психологизм) - ну не сказала бы, что в этом произведении проявляется так сильно. Хотя возможно это был сарказм на общество, но тогда получается тон был слишком мягким, чтобы пронести этот сарказм сквозь века.

Но в случае с классиками достаточно просто знать. А любить не обязательно)

Я бы не сказала, что достаточно просто знать... Знать что - произведение или имя? Или период или контекст или методичку? Проблема "всем надо это знать! это канон!" в том, что очень часто людям вбивается в голову, что раз они прочитали и по указке им понравилось, а потом им разжевали анализ / чьей-то авторитетное мнение, то они автоматом становятся культурными и такими прям возвышенными, раз прикоснулись к легенде. И это слепое следование авторитетам полностью убивает самостоятельное мышление. И проверку на вшивость или актуальность.
К примеру, прочтение этой книги помогло мне понять, что "понты" и "пренебрежение к жизни", которые как кажется вшиты в наш культурный код имеют корни и в этих слоях. Поэтому превозношение и слепое поклонение таким идолам, а не критический подход, может наносить обществу больше вреда, чем пользы.

Хочешь - читай Пушкина, хочешь - Донцову. Хочешь - шаверму ешь, а хочешь - иди в молекулярную кухню

Ну круто, от одной грани к другой. Пушкина будет более уместно сравнивать с другими классиками, а не с Донцовой. К примеру, с Гоголем у меня сложноватые отношения, но я понимаю откуда к нему уважение. Гончарова очень сильно и нежно люблю. Островский тоже молодец. Салтыков-Щедрин зацепил, но у меня не было ресурса его полностью воспринять. Шварц и его пьесы, хоть и не с того периода, - гениально. И это только этот год, другие года будет сложно вспомнить навскидку) Поэтому, когда Пушкин попал в их компанию именно с этим произведением, воспринять это как "достойную классику" (опять же, стилистику и инновационность я не трогаю) было сложно.
Или это такой намек - кому не нравится Пушкин, тот быдло и те только Донцовой будут сыты? :)


Ого, я вообще не с тем умыслом писала последнюю строчку ) И Пушкина ни с кем не сравниваю) Это всего лишь был пример классики/неклассики. И про то, что когда человек выходит за рамки школьной и вузовской программы, у него появляется огромный выбор, где уже нет границ достойной внимания литературы ( по общепринятым стандартам) . Опять же, я в институте читала всë. Нас даже заставили помню писать резенцию на "50 оттенков серого". И казалось бы, какая второсортная хрень, да еще с дядькой-профессором обсуждать феномен популярность сего чуда современной литературы. Но то журфак. Всë-таки, если специальность не гуманитарная, " обязаловка читать" заканчивается в школе.

Я, кстати, думаю, многое и от учителя зависит. Никогда в жизни не слышала от своей вопрос "что имел в виду автор"? Писала спокойно сочинение с аргументами почему Наташа Ростова - не положительный персонаж. Никто мне слова не сказал, не то чтобы оценку снизить. Все дружно обсуждали. Или другой случай. Я ненавидела Маяковского, поэтому предложила честный,как мне казалось, обмен. Три стихотворения наизусть другого автора, вместо одного Маяковского. Посмеялась, но разрешила. Может, мне просто повезло? А остальные что-то вдалбливают под копирку?

Под " надо знать" я подразумеваю именно ознакомление с произведением. Ну а как?) Если мы говорим про детей. Кто-то должен быть путеводителем. Знание о том, что существуют Гончаровы, Гоголи и прочие не падает с потолка. И хотя система преподавания не совершенна ( от списка произведений до интерпретации) , но это уже тема для другого разговора))

Комментарий удалён.

Классику люблю на 80% за язык, которого у современных авторов больше нет, и на 20% за смыслы.

По поводу языка согласна, он действительно хорош :) Но я классику оцениваю по актуальности и смыслу, этот компонент очень важен для меня.

Я думаю, я так на Пушкина и Онегина взбесилась из-за того, что это канон, и обычно люди бездумно следуют этому канону и превозносят его, и по ассоциации себя. Плюс эта романтизация дуэли Ленского/Онегина триггерит тоже, потому что канон и легенда, еще со школьной скамейки, учит людей и прививает им мысль, что умереть просто так, из-за каприза, - это нормально и даже похвально. Ведь не умер бы, то стал бы тухлым семьянином и прожил бы жизнь зря, так что окей, что умер в расцвете сил (Да, да, помню эти строки...)


Оговорюсь сразу: я не люблю Пушкина. С самых младых лет относился к нему с олимпийским равнодушием, но еще не знал, что этот кучерявый дядька «наше все». И если ты Пушкина, сукин сын, не любишь, то тебя так впечатают по переносью, что сразу залюбишь. Ну да.
Но это все лирика. «Евгения Онегина» я нахожу самым интересным произведением Пушкина. Тут есть занятный поворот сюжета, когда Татьяна первой признается мужчине в любви. И по нашим временам такое (чтобы девушка признавалась первой) не принято, а уж по тем лохматым и подавно. Татьяна цельная натура. Да, по началу она наивна, в голове ее сумбур из прочитанных романов и проч., но она взрослеет, развивается и под конец держит себя с отменным достоинством.
Главным вопросом ромна, как мне кажется, остается: «А любил ли Онегин Татьяну?» Если бы Татьяна осталась бы старой девой в своем помещичьем имении, и Онегин тутда, спустя годы, снова заглянул, то он бы с нее уржался: «И это чучело написывало мне письма! Я валяюсь!». С другой стороны увидев ее в роли блистательной княгини и роскошной статусной дамы света вдруг моментально понял, что он в нее влюблен. И начал досаждать ей своим вниманием, чуть ли не компрометируя ее. И это при том, что Гремин Женин друг, и не скрывал перед Онегиным, что безумно любит свою жену. Это, господа, подло! А какая может быть любовь у подлеца?
Онегина также задело, что Татьяна, вроде как написывала ему послания, а теперь вот, гляди-ка, замужем, вроде счастлива. Да как такое возможно-то! Ему нужно было подтверждение ее былой привязанности. Если бы Татьяна стала его любовницей, то он моментально бы к ней охладел. Хмыкнул бы: «А Танька-то по мне, великолепному, все еще сохнет!» И свалил бы в закат. А Татьяна осталась бы все расхлебывать. Потеряла бы и репутацию в свете, и навсегда лишилась бы и любви и уважения своего мужа, который ее боготворил.
Хочу добавить, что Татьяна слишком хорошо выучила урок, распинающегося Онегина, когда он ее, еще в деревне, отчитывал. Прежде всего он сказал ей: «Учитесь властвовать собою!» Да, она выучилась. И властвовала собою великолепно, а вот Женя совершенно не считал нужным собой властвовать. Онегин ей говорил: «Уж как бы ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.» И это тоже Татьяна взяла на заметку. Она была умной, и понимала, что поддавшись на скулеж Онегина, она рискует всем, и теряет в результате очень многое. А он ничего не теряет, только приобретает вес в глазах общества. И, его же собственными словами, получив желаемое, он быстро к любви Татьяны привыкнет, и тотчас ее разлюбит. «Прости, родная, но помидоры все завяли!»
Что касается Ленского, то он слишком молод (18 лет) и по-юношески горяч. В этом возрасте еще не приходит понимание бренности всего земного. Кстати, он лукавил, когда приглашал Онегина к Лариным, говоря, что «там никого не будет, только самый узкий семейный круг». (Вова запинался и бубнил в этот момент, зная, что врет!) Бабулька Ларина была не промах, и вполне резонно желала пристоить Танечку за «столичную штучку». Она через Оленьку и попросила Ленского «привесть лучшего друга», а когда Онегин явился к Лариным, то застал там не «узкий круг», а весь околоток. Женю торжественно под руки повели за стол и усадили напротив Татьяны. Ну почти как жениха! И все, небось, по-деревенски пытливо за ним следили. Одно неверное движение со стороны Жени, и он помолвлен) Это его, понятно, не устроило, и он, чтобы смутить провинциальные умы, и отчасти, чтобы насолить Ленскому, начал нарочито ухаживать не за Татьяной (как предполагалось), а за Ольгой. Вова вспылил. Дуэль состоялась. (Онегин-то в принципе и согласился на дуэль из-за того, что в секунданты был взят «известный дуэлист», чтобы тот не раззвонил вокруг о трусости Жени, а так бы может и помирился с Лениским, кто знает).
В общем, роман дает хорошее представление о любви искренней, и любви фальшивой.


Оговорюсь сразу: я не люблю Пушкина. С самых младых лет относился к нему с олимпийским равнодушием, но еще не знал, что этот кучерявый дядька «наше все». И если ты Пушкина, сукин сын, не любишь, то тебя так впечатают по переносью, что сразу залюбишь. Ну да.
Но это все лирика. «Евгения Онегина» я нахожу самым интересным произведением Пушкина. Тут есть занятный поворот сюжета, когда Татьяна первой признается мужчине в любви. И по нашим временам такое (чтобы девушка признавалась первой) не принято, а уж по тем лохматым и подавно. Татьяна цельная натура. Да, по началу она наивна, в голове ее сумбур из прочитанных романов и проч., но она взрослеет, развивается и под конец держит себя с отменным достоинством.
Главным вопросом ромна, как мне кажется, остается: «А любил ли Онегин Татьяну?» Если бы Татьяна осталась бы старой девой в своем помещичьем имении, и Онегин тутда, спустя годы, снова заглянул, то он бы с нее уржался: «И это чучело написывало мне письма! Я валяюсь!». С другой стороны увидев ее в роли блистательной княгини и роскошной статусной дамы света вдруг моментально понял, что он в нее влюблен. И начал досаждать ей своим вниманием, чуть ли не компрометируя ее. И это при том, что Гремин Женин друг, и не скрывал перед Онегиным, что безумно любит свою жену. Это, господа, подло! А какая может быть любовь у подлеца?
Онегина также задело, что Татьяна, вроде как написывала ему послания, а теперь вот, гляди-ка, замужем, вроде счастлива. Да как такое возможно-то! Ему нужно было подтверждение ее былой привязанности. Если бы Татьяна стала его любовницей, то он моментально бы к ней охладел. Хмыкнул бы: «А Танька-то по мне, великолепному, все еще сохнет!» И свалил бы в закат. А Татьяна осталась бы все расхлебывать. Потеряла бы и репутацию в свете, и навсегда лишилась бы и любви и уважения своего мужа, который ее боготворил.
Хочу добавить, что Татьяна слишком хорошо выучила урок, распинающегося Онегина, когда он ее, еще в деревне, отчитывал. Прежде всего он сказал ей: «Учитесь властвовать собою!» Да, она выучилась. И властвовала собою великолепно, а вот Женя совершенно не считал нужным собой властвовать. Онегин ей говорил: «Уж как бы ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.» И это тоже Татьяна взяла на заметку. Она была умной, и понимала, что поддавшись на скулеж Онегина, она рискует всем, и теряет в результате очень многое. А он ничего не теряет, только приобретает вес в глазах общества. И, его же собственными словами, получив желаемое, он быстро к любви Татьяны привыкнет, и тотчас ее разлюбит. «Прости, родная, но помидоры все завяли!»
Что касается Ленского, то он слишком молод (18 лет) и по-юношески горяч. В этом возрасте еще не приходит понимание бренности всего земного. Кстати, он лукавил, когда приглашал Онегина к Лариным, говоря, что «там никого не будет, только самый узкий семейный круг». (Вова запинался и бубнил в этот момент, зная, что врет!) Бабулька Ларина была не промах, и вполне резонно желала пристоить Танечку за «столичную штучку». Она через Оленьку и попросила Ленского «привесть лучшего друга», а когда Онегин явился к Лариным, то застал там не «узкий круг», а весь околоток. Женю торжественно под руки повели за стол и усадили напротив Татьяны. Ну почти как жениха! И все, небось, по-деревенски пытливо за ним следили. Одно неверное движение со стороны Жени, и он помолвлен) Это его, понятно, не устроило, и он, чтобы смутить провинциальные умы, и отчасти, чтобы насолить Ленскому, начал нарочито ухаживать не за Татьяной (как предполагалось), а за Ольгой. Вова вспылил. Дуэль состоялась. (Онегин-то в принципе и согласился на дуэль из-за того, что в секунданты был взят «известный дуэлист», чтобы тот не раззвонил вокруг о трусости Жени, а так бы может и помирился с Лениским, кто знает).
В общем, роман дает хорошее представление о любви искренней, и любви фальшивой.