Больше рецензий

1 декабря 2022 г. 16:43

139

4.5

вот не зря я каждый год поглядываю на призерок/номинанток хьюго и небьюлы!

в этот раз взгляд зацепился за забавное название и грозного пряничного человечка с мечом — я думала отложить на потом, потому что читаю только писательниц, но выяснила, что t. kingfisher — это псевдоним писательницы урсулы вернон.

это отдельная тема для грустно-сердитого разговора — псевдонимы, которые все еще используются, чтобы писательницы скрывали свой пол. (как и wizard на обложке книги, где речь идет о волшебнице, не волшебнике)

но все неважно, потому что книга — замечательная и прекрасная!

я прочитала ее в эл формате, решила, что хочу бумажную, и заказала. обычно после этого книга уходит на полку на несколько месяцев (или лет, если мы реалистично), но эту я перечитала, и на второй раз она такая же хорошая, и я знаю, что буду перечитывать ее еще много раз.

и я хочу экранизацию, и фанбазу, и фанфики, и арты, я хочу, чтобы это была серия из сотни книг, но ничего этого нет.

что есть?

очень славный условно средневеково-фэнтези мир, где у некоторых людей есть магические способности. специфические, уникальные. вот, одна героиня может заставлять двигаться мертвых лошадей — но только лошадей и только мертвых. другой герой умеет создавать молнии. третья — выращивать розы.

главная героиня, четырнадцатилетняя ученица в пекарне, мона, — она умеет работать с тестом.

может уговорить хлеб, чтобы он не подгорал в печи, даже если не успеешь вынуть вовремя. может попросить булочку стать мягкой и воздушной или, наоборот, каменной. может попросить буханку распасться на будто бы нарезанные куски. может на время оживить пряничного человечка, чтобы он станцевал перед посетительницами и посетителями ее пекарни.

(может случайно создать хищную закваску, которая живет в подвале и охотится на крыс, если ее не кормят вовремя).

мона — замечательная. все персонажки и персонажи в книге отличные, но мона — чудо какая хорошая.

физически — она пухленькая, потому что, конечно, да, она работает в пекарне и питается сдобой. она сильная — ты не можешь взбивать белки в безе и постоянно вымешивать тесто и не получить мощные руки.

реалистично — она забавная и умненькая, но на уровне подростка, не чересчур острая на язык, не слишком интеллектуальная.

характером и поведением. мона умеет рассуждать. мона имеет т.н. моральный компас. она твердо знает, что должно происходить в мире, кому как должно себя вести, чем заниматься, какие вопросы решать.

поэтому для нее оказывается большим шоком то, что никто ничего не знает, не умеет и не делает.

книга начинается с того, что мона приходит открывать пекарню и находит на полу в кухне труп незнакомки. вызывают констеблей. мона уверена, что сейчас все решится, они же взрослые, они же из полиции, сейчас они разберутся. и тут приезжает инквизитор — и обвиняет ее в убийстве.

это первое ее столкновение с тем, что власть не работает как нужно. ее ждет вся книга таких.

ее ждет героизм — как вид решения проблем, которых не должно существовать. то что у власти находятся люди, которые не умеют работать свою работу — или не хотят. равнодушие, умалчивание, куча мелочей, которые приводят к сегрегации и другим печальным последствиям.

мону ждет много всего!

при этом книжка остается приключенческой, и веселой, и захватывающей.

писательница поймала удивительный баланс между реалистичностью, искренностью и сказочной, забавной легкостью. ты читаешь о жутких вещах, но они не вызывают желания ни отложить книгу, ни расстроиться. они — есть. так — работает мир.

что же тут сделаешь?

мона делает все возможное.

не подумайте, она ужасно не хочет быть героиней. она абсолютно уверена, что никто не должен заниматься героизмом, и если бы все хорошо или хотя бы нормально занимались своими делами героизм был бы не нужен.

но они не занимаются.

и город нуждается в героине.

*

это очень классная книга, очень.

мне понравилось все: и мир, и фабула, и персонажки с персонажами. мне было интересно оба раза, меня все увлекало оба раза, и я оч надеюсь, что все следующие разы будет так же.

тема героизма — ну отличная. сколько я читала книг, где юные герои/героини бросались спасать мир и никто не задавался вопросом — почему? почему этот ребенок должен убиваться и почему куча взрослых вокруг считают это нормальным и ничего не делают по этому поводу? почему пророчества важнее, чем здравый смысл? почему ответственность за все и всех выдают детям?

здесь эти вопросы поднимаются, обсуждаются, вызывают у персонажки такую же досаду, как у меня.

ну очень рекомендую!

*

отдельно хочу сказать про работу с дискриминацией. космическая!

мона живет с ней и считает ее совершенно нормальной. в ее городе к волшебницам относятся хорошо! ну, только заставляют в суде держать в руках кусок металла во время дачи показаний. и иногда в их сторону делают знаки, отгоняющие нечисть. и некоторые посетители и посетительницы перестали ходить в пекарню, когда там появилась мона. и некоторые не любят волшебниц и волшебников и не стесняются говорить об этом. а другие вслух мечтают, когда же наконец волшебной части населения «покажут».

но им не надо жить в гетто, как в других городах! и их не убивают, как только выясняется, что у ребенка есть волшебные способности!

и знаете, это ну очень же хорошо. мона отмахивается от этого, потому что все это — обыденно — и это одновременно очень реалистично, и позволяет взглянуть на привычную дискриминацию с необычного угла, и позволяет задуматься о том, с чем ты сталкиваешься регулярно и не считаешь это странным, но при этом формат остается «детским». эти детали можно не заметить, их можно пропустить, если они не кажутся знакомыми, они не заставляют загнаться.

и многое в книге сделано именно в такой манере — она может быть настолько простая или сложная, насколько хочется читательницам и читателям.

великолепно.

мой блог

тг-канал