Больше рецензий
29 ноября 2022 г. 16:00
865
3 Враг мой бойся меня, друг мой не отрекайся от меня...
РецензияОткровенно замусоленная тема в исполнении Марио Пьюзо обещала заиграть новыми красками, ведь ещё никто не видел в великом семействе Борджа прародителей мафии. Я действительно ждала чего-то невероятного с вау-эффектом в духе "Крёстного отца". Увы, не дождалась. Сколько книг прочитано, сколько версий мною рассмотрено по данному семейству, поэтому удивить новым уже вряд ли выйдет, но можно же преподнести какие-то нюансы в ином свете, а не повторять средневековые сплетни. А книга целиком и полностью оказалась сборником слухов низкого пошиба. Как будто я не в стенах Ватикана побывала, а на рыночной площади среди торговок. Автор пересказал всё, что приписывали Борджа, не особо стараясь проанализировать или осветить данную тему. Есть немного восхищения Макиавелли, более подробно раскрытого в "Государе", однако основной упор сделан на всю ту грязь, которую вылил на семейство Борджа Джулиано делла Ровере. Хотя сам же автор на страницах книги демонстрирует, что Александра VI по большей части позорил его преемник Юлий II, тем не менее весь сюжет сводится к планомерному пересказу чернушной дряни, поэтому у меня сложилось впечатление, что Пьюзо так и не определился со своим мнением насчёт данного семейства.
Пытаясь максимально точно передать немногочисленные исторические факты, автор совершенно не обозначает даты, в которые эти события происходили. Есть изначальная точка отсчёта с момента восшествия Родриго на папский престол, а дальше надо либо самой знать годы ключевых моментов, либо Гугл в помощь. Для исторического романа это огромный минус. Однако с таким худо-бедно можно смириться, в отличие от убогого, корявого языка. Так понимаю, здесь не последнюю роль играет вина переводчика, но и с автора снять ответственность не выйдет. Иногда попадались столь откровенно современные обороты "а-ля 90-е", что хотелось смеяться. Сокращение имён просто вымораживает, ну не могли в средневековой Италии так называть друг друга. Про постельные сцены лучше промолчу, до меня уже всё не один раз сказано.
Двойственность романа не даёт оценить его высоко или низко. Как автор постоянно принижал заслуги Борджа, так и я, как читатель, не смогла понять его позицию. Сначала Пьюзо восхищается умом и силой Чезаре и Родриго, красотой и проницательностью Лукреции, лихостью Хуана и скрытностью Хофре, а в следующий миг, как будто стыдясь своих восторгов, начинает размазывать по ним всякую грязь. И вот они уже не славные и великие, а больше напоминают высокомерных выскочек, которым просто повезло в жизни. Но ведь за каждым их успехом стояли тщательно выверенные действия, результат огромного труда, хитрости и изворотливости, так что вряд ли всё можно списать на удачу.
Шикарного романа не получилось, передать эпоху тоже не вышло, и если бы не послесловие об отношении Пьюзо к своей последней книге, то я бы расценила её как чернушную ерунду, не достойную потраченного времени. Я была сильно удивлена, когда прочла, что автор чуть ли не всю жизнь писал эту историю. От столь долгоиграющей идеи ожидаешь больше любви и правдивости. Вложенной души я в ней не увидела.
Прочитано в рамках игры Школьная вселенная