Больше рецензий

26 ноября 2022 г. 17:43

783

4 "Весь Петербург - бесконечность проспекта, возведённого в энную степень" (Андрей Белый)

1905 год- эта дата сама по себе тревожит, вызывает определённые ассоциации,- Петербург живёт своей, неподражаемой жизнью, укрытый серым туманом, сыростью и ожиданием перемен... Как будто слышен голос Николая Васильевича Гоголя, но у А. Белого больше карикатурного, гротескного,- дань времени. Герой романа Аполлон Аполлонович Аблеухов - бездельник с пафосом, он плохо чувствует себя на улицах Петербурга, всё ждёт какого-то подвоха, но зато хорошо гуляет по комнатам своего роскошного дома, а в голове - геометрические фигуры,- любит бездумное созерцание. У А. Белого описание города соседствует с описанием носов, котелков, фуражек... И Васильевский Остров с домом, огромным, серым, с грязной лестницей- отсюда появился разночинец с узелком, напугавший Аполлона Аполлоновича,- и неспроста - оттуда, с Островов, приходили волнения, беспокойства. Скучный тип Аполлон Аполлонович - жизнь проводит меж двумя письменными столами - между столом кабинета и столом Учреждения. Между прочим, любит ли А. Белый Петербург? - И да, и нет,- всё время напоминает о туманах, сырости, серых неспокойных тенях - у него сатирический настрой - все, и дамы в том числе, несимпатичны, карикатурны - как Софья Петровна Лихутина, любительница ядовитых ярких красок в одежде и не только. Все персонажи наполнены пустословием - "люди так сказать", как обозначил их писатель, - карикатуры, шаржи - и Петербург, состоящий из геометрических фигур у Андрея Белого, - в тусклом освещении. Сын Николай Аполлонович ещё более аморфен, чем отец,- то ли "мокрая осень" так на них подействовала, вызвав "сплин",- И Нева с "зелёными, кишащими бациллами водами", и "революционер" Александр Иванович- фигура странная, в нём будто что-то сломалось,- он живёт по инерции, его развлечение- алкоголь и беганье по многочисленным трактирчикам в Петербурге, -его пространство - "четыре перпендикулярных стены". Над страной "висела" революция 1905 года", её звуки иногда слышали герои романа А. Белого; толпа, локти, носы постоянно мешают друг другу, угрожают, но "митинг" не останавливается, он неотъемлемая часть улицы. Кто танцевал всю жизнь, теперь дотанцовывал, во всём А. Белый видел приближение "рокового конца", во всём был "политический привкус",- его А. Белый обозначает жёстко, гротескно,- впрочем, гротеск в его романе используется широко. Андрей Белый был прав в том, что конец той эпохи был близок, неминуем,- он чётко изобразил его приближение в романе "Петербург", сделав город главным героем.