Больше рецензий

Ri_Pary

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2022 г. 00:10

997

4 Угнетение ведет к ненависти

В романе «Страшный Тегеран» Каземи Мортез очень красочно и обстоятельно рисует образ персидской столицы начала 20 века. Перед читателем предстает поистине страшный город, со страшными традициями и нравами, которые складывались веками. Здесь бал правят деньги и титулы, власть находится в руках невежественных богатеев, которые считают, что все можно купить, а простой народ нужно морить голодом. Ханжество, необразованность, безнравственность правящего класса вызывает презрение и ненависть. Особенно учитывая, что закон не имеет в Тегеране никакой силы, если богатей захотел, то любого невиновного человека могут арестовать, обвинить в любом преступлении, пытать и отправить на каторгу,просто по мановению правящей руки.

Очень значительное место в романе отводится незавидному положению женщин в персидском обществе. Это просто вещи, которые продаются, как товар на рынке, отец торгует дочерью, муж женой. Самое страшное, что женщина действительно является собственностью мужчины, который может ее даже убить, а она не имеет права перечить и обязана подчиняться. И путь у женщины либо в рабство к мужу, который ради собственного продвижения по службе может отдать ее в постель другому, либо в рабство в бордель. Хотя Мортез сам иранец, но он пишет о подобных вещах с более европейской точки зрения, ему жаль женщин, и он осуждает персидских мужчин и царящие в обществе нравы.

И в этой атмосфере угнетенного бесправного Тегерана все ведет к неизбежности восстания, которое в итоге поднимают персидские казаки.Эта книга интересна с точки зрения того, что приключения и трагедии в жизни главного героя, любовная линия в романе сплетены с историческими событиями. Создается ощущение, что это реальная история, которая имела место быть.

Несмотря на динамичный сюжет и насыщенность событиями, мне не понравился сам стиль повествования. Очень часто автор начинает рассказывать о событиях, но сразу вставляет ремарку вроде «но прежде, чем я расскажу, что произошло,мы должны узнать, что же привело к этому», и эти постоянные скачки от текущих событий в прошлое очень раздражают. Еще одной неприятной особенностью является манера во многих главах вести какое-то повествование, и только в конце главы сказать, о ком же идет речь. Это сложно воспринимать, учитывая обилие героев в романе, которых автор еще и называет одной буквой вместо имени.

Вместе с тем книга мне понравилась, тем более, что это мое первое знакомство с иранской литературой.

Прочитано в рамках литературного турнира