Больше рецензий

25 ноября 2022 г. 11:54

213

4 Как победить насилие самоусовершенствованием и любовью...

Семь смертных приговоров, массовые казни в Херсоне крестьян, "которые кормят, одевают и обстраивают русское государство" - Л. Толстой в гневе, он возмущён - "как можно что-то говорить о боге и Христе", когда священнослужители принимают участие в казнях". Писатель не может "принять деспотизм для душ человеческих", он против насилия, деспотизма, навязывания людям жестоких правил, пишет со всей своей душевной страстью о недопустимости казней, убийств, которые "развращают людей, совершают нравственное, духовное, невидимое зло". Л. Толстой выступает против властей, революционеров, против всего, что связано с насилием над людьми. "Религия и насилие несовместимы" - Л. Толстой приводит цитаты из Библии, он обвиняет царя в том, что существуют казни и палачи. Он, восьмидесятилетний человек, хотел бы тоже быть повешенным, чтобы люди, наконец, опомнились и не творили преступления. Он - за любовь всех ко всем. Стремление к идеальному у Л. Толстого в 1908 году достигает высшей точки,- он хочет того, чего не было никогда. Клеймит Думу, Столыпина, господ, заседающих в Думе, Николая Романова. Читая газету "Русь", он узнавал о казнях и считал, что "это всё сделала церковь". Его "непротивление злу насилием" так же противоестественно, как и зверские казни. Обличительные статьи Л.Н. Толстого, написанные в последние годы его жизни,- ещё одна грань творческой, общественной, религиозной позиции великого писателя.