Больше рецензий

11 ноября 2022 г. 18:24

160

5 один из отцов абстракционизма (одну картину которого 77 лет вывешивали в музеях вверх ногами)

Недавно раскрытый казус вывел имя этого художника в топ новостей: "Абстрактная картина модерниста Пита Мондриана 1941 года под названием New York City I на протяжении 77 лет висела в разных музеях мира вверх ногами". Я решил познакомиться с творчеством знаменитого живописца, которого наряду с Кандинским и Малевичем называют отцом абстракционизма.

​​Это очередной и в таком полиграфически безукоризненном качестве изданный альбом из серии "Лучшие современные художники", том 7, «Пит Мондриан» (ИД "Комсомольская правда", 2015).
Ранее я писал в обзорах, что эти альбомы — просто находка для человека непросвещённого, но желающего познакомиться с миром изобразительного искусства, узнать основные направления, вехи жизни и творчества художников, рассмотреть самые знаменитые картины с кратким анализом от специалистов.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Родившись в небольшом нидерландском городе Амерсфольд в религиозной семье кальвинистов, Питер Корнелис Мондриаан выбрал путь не учителя или духовного лица (как изначально предполагалось), а путь художника. Учёба в Государственной академии изобразительных искусств в Амстердаме совпала с духовным поиском молодого человека. Вместе с причащением к богемной жизни большого города молодой художник начинает посещать Нидерландское теософское общество, так что учение Блаватской скажется впоследствии на всём его творчестве и пути...

«Мондриан жил отшельником, не выносил бульваров, а женщинам предпочитал джаз»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

В книге прекрасно в виде нескольких небольших эссе рассказано об основных этапах становления большого мастера, ставшего родоначальником такого направления как неопластицизм. Первые картины в фигуративном стиле, пейзажи, деревья на которых всё больше преобразуются в абстрактные вертикальные линии, зарабатывание денег с помощью уроков рисования и портретных работ, увлечение кубизмом в Париже, воплощение теософских идей в символических картинах и работа «Вечер» (1908), когда философия и изобразительное искусство слились воедино (три первичных цвета: красный, жёлтый и синий)...

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Вот как сам художник выразил свою цель:



«Я создаю линии и комбинации цветов на плоской поверхности с целью сознательного изображения всей красоты настолько, насколько это возможно. Я хочу приблизиться к правде, насколько смогу; таким образом я всё привожу к абстракции, пока не достигну самой сущности (всегда внешней сущности!) вещей. <...> Я верю, что это может быть достигнуто посредством горизонтальных и вертикальных линий, сконструированных сознательным, но не рассчитанным способом, руководствующимся большой степенью интуиции, упрощённых до ритма и гармонии»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Мондриан жил в Париже, в Амстердаме, в предчувствии Второй мировой — в Лондоне и в последний период в Нью-Йорке (где умер в 1944 от пневмонии), был свидетелем этих двух войн, стремился достичь предельной правды изображения, придя к абстракции как высшей форме.

«Фигуры на картинах Мондриана чёткие и прямые, состоящие из строгих линий. Автор создавал их, заклеивая участки полотна скотчем: “Единственное гениальное открытие ХХ века — это скотч“, — говорил он»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

С 1920 года и статьи-манифеста неопластицизма в журнале «Стиль», вокруг него группировались художники-единомышленники. Философия математика Шунмакерса, предложившего авангардистам сузить цветовую палитру до трёх базовых цветов, тоже повлияла на это направление. Два принципа формообразования Мондриана утверждают следующее:

1. Линии пересекаются только под прямым углом, чтобы "уравновесить противоположности" — горизонталь и вертикаль; отказ от перспективы; Мондриан убеждён, что "новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде";
2. Разделение трёх основных цветов линиями "не-цвета" (серого, чёрного или белого), потому что такое межевание цельного пространства холста позволит подчеркнуть плоскостность изображаемого.



«С помощью этих стилеобразующих принципов возможно выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном счёте, создать абсолютно новую картину мира»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Интересное путешествие в мир абстракций, с помощью которых художник передаёт реальность, как он её видит. Последняя картина «Буги-вуги Победы» (1942-1944) Пит Мондриан не закончил, но видно, как месте с теософскими воззрениями на него повлияли музыкальные настроения Нью-Йорка тех лет, мэтры джаза сороковых годов: Луи Армстронг, Глен Миллер, яростный напор мелодий саксофона...

картинка AntonKopach-Bystryanskiy