Больше рецензий

2 ноября 2022 г. 17:24

672

4.5 Нетипичный Сатана

"— Если ты Сатана, то ты и здесь опоздал. Понимаешь? Ты зачем пришел сюда? Играть, ты говорил? Искушать? Смеяться над нами, людишками? Придумать какую-нибудь новую злую игру, где мы плясали бы под твою музыку? Но так ты опоздал. Надо было приходить раньше, а теперь земля выросла и больше не нуждается в твоих талантах."


Последний роман Леонида Андреева. Внезапная смерть автора в сентябре 1919 года оборвала работу над произведением. Тем не менее роман можно считать логически и композиционно законченным.

Весна 1914 года. Италия. Буйство природы, красок и человеческих чувств. Последние месяцы мирной жизни в Европе. В Риме под именем американского миллиардера Вандергуда появляется престранный субъект. Это никто иной как ВОЧЕЛОВЕЧИВШИЙСЯ Сатана. В аду скучно; захотелось земной жизнью пожить, в человеческой шкуре побывать, поиграть с людьми, поискушать их. А Рим самое что ни на есть подходящее место. Тут тебе и Ватикан с Папой и придворными, тут тебе и местная богема - поэты, художники, дельцы с сомнительной репутацией, дерзкие юнцы и молодые развратницы. Рай для Сатаны. И всё бы ничего, да появляется на пути загадочный человек - Фома Магнус - и предлагает Сатане-Вандергуду необычную сделку. Вандергуд отдает Магнусу свои миллиарды на некую "великую цель", "грандиозный эксперимент над человечеством", а Магнус за это отдаёт в жёны Вандергуду свою дочь Марию ("с лицом Мадонны") - воплощение чистоты и непорочности. И как тут Сатане устоять против такого искушения?..

Сюжет пришествия в земную жизнь дьявола либо в своем непосредственном обличии, либо под видом кого-то не нов. Его использовали и до Андреева, и после, и неплохо пользуются до сих пор. Новаторство Андреева в интерпретации этого сюжета заключается в том, что его Сатана, придя на землю и приняв человеческое обличие, теряет свою власть и силу, становится обычным человеком со всеми слабостями ему присущими. И только став человеком Сатана получает возможность оценить и ужаснуться тому, до какой степени морального и духовного падения дошло человечество. Общение с духовенством, интеллигенцией, власть имущими только укрепляет веру Сатаны в том, что человечество уже не нуждается ни в Боге, ни в Дьяволе. Оно само Бог и Дьявол в одном лице. Это очень хорошо прослеживается в образе Фомы Магнуса. Главный антагонист романа, "претендент" то ли на божий, то ли на дьявольский престол, он циничен, безжалостен, дьявольски хитер и расчетлив. Ради реализации своих "великих" целей и экспериментов над человечеством Магнус не останавливается ни перед чем. Для него не существует никаких моральных и этических преград. Сатана бессилен перед этим представителем рода человеческого, перед его изворотливостью и талантом искушения. Сатане ничего не остается кроме страха и отчаяния.

Как я уже сказал, роман не окончен, но если рискнуть предположить как могли бы развиваться дальнейшие события, то мне рисуется такая картина. Учитывая резкое неприятие Андреевым Октябрьской революции, "сатанинские" деньги скорее всего пошли бы на развязывание Первой мировой войны и подготовку революции в России. Финальным актом этой трагедии стал бы приход к власти большевиков как торжество самых черных сил, от разрушительных деяний которых должен был содрогнуться даже сам Сатана. Но это только мои домыслы. В целом же роман неплох, но я все больше убеждаюсь, что поздние вещи Андреева значительно проигрывают его ранним произведениям. Сейчас вот дочитываю его "Жизнь Василия Фивейского" 1903 года. Вот там Андреев во всей своей красе. Впрочем, забегать вперёд не буду. Скоро будет отзыв.

Источник