Больше рецензий

DownJ

Эксперт

АнтиЭксперт Лайвлиба

1 ноября 2022 г. 09:18

93

2.5

Герой книги, бедный крестьянский парень, возвращается из армии. Он приходит босой, так как при увольнении из амрии у него забрали ботинки. Дома его ждет любящая сестра и семья дяди. Живут они бедно, перебиваются с хлеба на воду. Герой решает пойти на заработки в город, отправляется вместе с караваном таких же безработных крестьян. Их путь нелегок, на них нападают разбойники, несколько человек умирают, замерзнув насмерть. Все это время герой идет босиком, у него даже есть специальная булавка, которой он вытаскивает занозы из ступней. В городе он сразу же натыкается на работодателя, который обманом завлекает к себе рабочих, а потом держит их против воли, конечно, зарплату не платит. Этот помещик называет себя хозяином джунглей, мне кажется, очень ясное описание персонажа. В итоге удача так и не стала спутницей героя, он возвращается домой живым, но даже те крохи, которые ему удается заработать отдает еще один "разбойникам" - пограничникам, так как его товар (одежда для сестры и сладости для детей деревни), привезенный из-за границы считается контрабандой.

Автор описывает ужасное социальное неравенство, безвыходное положение бедняков. Они стоят между взять в долг у местных богачей или уйти на заработки в другие места. Разбойники, которые попадаются герою на пути, говорят, что не по своей воле они выходят на дорогу бандитизма, это их вынужденная мера, по другому они не могут заработать на пропитание своих семей. Странная, конечно, позциция, т.е. крестьяне могут идти на заработки, а горцы, которые становятся разбойниками - нет. Против бедных все: суд, традиции, религиозные законы, правило бог создал рот, создаст и еду работает только для богатых. Автор, через грамотного второстепенного персона, прямо говорит, что все богатства сделаны руками бедных, и что они соль земли, карикатурно изображенные богачи, конечно считают себя вершиной всего. Но, на мой взгляд, проблема лежит несколько в другой плоскости. Слишком просто обвинить во всем устаревшие традиции и коррупцию, как то ведь дожили крестьяне до 20 века, и очень часто идет речь, что они вот недавно обеднели, т.е. что-то в государственной системе изменилось. Но что это - автор не скажет.

Я не против такого рода литературы, но я за честное описание проблемы, а не за карикатурное изображение всех богатых злыми, а всех бедных - несчастными.