Больше рецензий

27 октября 2022 г. 10:29

73

1.5 Ни рыба ни мясо, или анекдот из жизни тайного ордена кагуляров

Книга представляет собой вымышленные записки французского писателя Робера Бразильяка, которого осудили и расстреляли в 1944 году за интеллектуальные преступления: пропаганда коллаборационизма, доносы, подстрекательства к убийствам, приверженность фашистским взглядам.



"Я вынужден предупредить читателя, что публикуемый ниже текст от начала и до конца полностью вымышлен мною, но при этом он, по возможности, совершенно правдив, причем вплоть до самых мельчайших деталей."

Это именно художественная реконструкция, то есть, автор, будучи историком, использует реальные факты, преломляя их в свете субъективного мнения, без ссылок на научные труды или иных способов обоснования своего мнения. Учитывая, что автор пытается претворить в жизнь неподтверждённые оригинальные теории, довольно странно использовать формат художественного домысла. Скорее, стоило рассмотреть вариант научной статьи для дискуссий с историками.

Кроме того, меня запутало вступление автора, так как сначала объявив всю книгу вымыслом, он тут же добавляет:



"Надо иметь в виду, что Бразильяк успел создать не просто фрагменты записок [краткой истории тайного ордена кагуляров], а вполне целостный текст, обладающий чёткой сюжетной канвой и имеющий идейную подоснову. Писатель-фашист набросал эту книгу буквально за несколько дней до своей казни. Полагаю, это ему было совершенно необходимо, чтобы дистанцироваться от преступной практики кагуляров, которую он, сторонник европейского порядка, не принимал... Мое мнение в данном случае не имеет никакого значения; я не собираюсь спорить с Бразильяком."

Так это сказка или правда? Псевдоисторичность данного труда, проявившаяся даже во вступлении, не может не напрягать.

Перейдём к содержанию. Главный герой день за днём до самой казни скрупулёзно описывает все предательства и убийства, совершённые кагулярами. При этом он многократно подчёркивает, что он никакого отношения ко всем этим действиям не имел, так как являлся "подлинным" фашистом. Кроме того, мысли героя с маниакальной периодичностью возвращаются к антисемитской пропаганде. С точки зрения художественности - это постоянные самоповторы, которые уменьшают ценность произведения.

Итак, мы узнаём о деятельности кагуляров в 30-40-е годы XX века, с той оговоркой, что информация не проверена, ссылок нет, сам автор не претендует на научность, а значит, всё надо перепроверять. Половина книги посвящена 5-6 громким убийствам, совершённым горсткой безумных и неумеренных кагуляров, а вторая - предвзятым обвинениям в коллаборационизме в адрес Шарля де Голля.



"Итак, я решил попробовать последовательно рассказать обо всех основных преступлениях кагуляров и одновременно воссоздать бредовые построения французского фашиста. Вот что мог бы поведать фашист-теоретик, Бразильяк, о фашистах-практиках, кагулярах. Признаюсь, очень хотелось быть точным не только фактически, но и психологически."

К сожалению, психологического расследования феномена фашизма в целом и кагуляров в частности автору не удалось. У Бразильяка получился русский менталитет с налётом парижского прононса.

Таким образом, получился не научный труд, но и не художественный текст. Для последнего не хватает ни психологической достоверности, ни выразительных средств, ни соблюдения художественной целостности и структуры. Рекомендовать никому не могу, разве что в качестве небольшого анекдота из жизни кагуляров.