Больше рецензий

18 октября 2022 г. 20:29

571

5 Баловни, жертвы и орудия судьбы

Сюжет повести основан на игре случая, причем у каждого героя своя роль: Германн – воплощение неудовлетворенности своим положением; Лизавета Ивановна, напротив, социального смирения; Томский – незаслуженного счастья, и наконец, Анна Федотовна, графиня, олицетворяет тему судьбы.

Томский – срывает банк

Томский – пустой и ничтожный светский человек, совершенно незаслуженно становится избранником фортуны. Он выбран судьбой, а не выбирал ее, в отличие от Германна, стремящегося подчинить судьбу. Удачи сваливаются на Томского одна за другой, хотя он недостоин столь вопиющего везения. Повесть завершается упоминанием счастливых перемен в его судьбе: «Томский произведён в ротмистры и женится на княжне Полине».

Лизавета Ивановна – бежит по кругу
Бедная воспитанница старой графини Лизавета Ивановна доверяет жизни и надеется на лучшее. Она не строит расчётливые планы, не бунтует против судьбы. Поэтому в финале и она оказывается вознагражденной: «Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини». Эту новость Пушкин сопровождает ироническим комментарием: «У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница», подчеркивая, что всё в мире движется по кругу.

Анна Федотовна – меняет обличье
В молодости графиня была популярна в Париже, где заслужила титул «московской Венеры», и уверяла, что сам Ришелье «за нею волочился» и «чуть было не застрелился от её жестокости». Затем графиня предстает в образе дряхлой старухи, и Германн становится свидетелем «отвратительных таинств ее туалета», после смерти превращается в подмигивающий труп, а в финале – в усмехающуюся карту.

Старая графиня словно существует на границе миров, пересечении жизни и смерти. Живая, она кажется отжившей и мертвой («Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма»), а мёртвая оживает в воображении Германна («В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом, Германн, поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь»).

Поединок с судьбой
Германн испытывает судьбу, играя в карты. Он надеется превратить случайный успех в закономерность, то есть подчинить судьбу своей воле, и поэтому гибнет. Игрок в душе, он становится игрушкой в руках судьбы. Расчетливый, волевой, хладнокровный и страстный одновременно, он продукт немецкой рациональности (на это указывает его происхождение и профессия военного инженера) и жертва сжигающих его страстей.

Карточная игра с Чекалинским – это поединок с судьбой. Узнав тайну трёх карт, Германн надеялся, что исключил случай из своих планов. Он самонадеянно полагал, что судьба в его власти, и был наказан.

-Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.
- Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

- Старуха! – закричал он в ужасе.
Несправедливость как закон жизни
Мир держится на подвижном равновесии закономерности и случайности. Ни то, ни другое не получится изъять. Судьба неодинаково благосклонна к людям – и это нельзя изменить.

Томский счастливчик, а Германн неудачник – так распорядилась судьба, и ничего не поделаешь. Бунт против этих законов приводит к краху. Стараясь избавиться от власти случая, Германн становится жертвой ложной закономерности и сходит с ума – опять-таки не случайно. Идея уничтожить фундаментальный закон судьбы безумна сама по себе.