Больше рецензий
15 октября 2013 г. 15:50
4K
3
РецензияАх, какая благодатная тема...
Никогда об этом не задумывалась, но ведь и правда - семиотике как никакой другой науке близка тема любви. Все влюбленные мира уподобляются специалистам, копающимся в смыслах, интонациях, знаках и прочих трудно уловимых моментах в поисках подтверждений своих теорий. Так что Ролан Барт играет, что называется, на своём поле. Другой вопрос, что эта игра рождает больше вопросов, чем ответов.
Я не увидела в этой работе цельности. Дискурс влюблённого представлен отдельными мини-статьями "единение", "зависимость", "ревность", "сцена" и т.д. Одни из них более очевидны, другие менее (и вторые, разумеется, интереснее). Что связывает эти фрагменты? (Воистину, точнее названия для книги нельзя было придумать!) По сути - только предисловие автора. Выкиньте две, три, двадцать три статьи - и текст будет восприниматься точно так же. И для меня это минус. Потому что я уже давно перестала получать удовольствие от "игры ради игры" и "текста ради текста". Мне нужна связующая идея, которая бы объяснила и оправдала написанное.
Работа абсолютно в духе своего времени - авторское от чужого, заимствованного не всегда отличишь. И в связи с этим возникает вопрос, а сколько в работе самого Барта?.. Потому что почти всё, что я вижу, - это явные и скрытые цитаты, отсылки и пересказы. И последними Барт особо грешит. Меня всегда удивляло, зачем в работах такого уровня и масштаба скатываться к пересказу сюжета литературных произведений, да каких! В данном случае Барт разложил Вертера Гёте настолько подробно, что роман можно уже и не читать. Вертер - это, разумеется, практически идеальный влюблённый, но неужели же в литературе больше не было достойных образцов для анализа?.. Не верю. Более того, точно знаю, что они есть.
На закуску приберегла положительное - Барт очень точно и тонко уловил образ мысли влюблённого и провёл его через литературу, семиотику, философию. Он наглядно показал, что те реакции, которые мы считаем крайне личными и уникальными, на самом деле являются вполне стандартными схемами мышления и поведения. Уверена, что как бы вы не оценили книгу по итогу, а совпадений с собой любимым обнаружите немало. Глядишь, и окажется небесполезным.
Комментарии
Спасибо за интересную рецензию! Возьму книгу на заметку.
А насчет заимствований в работе... Тут нечему удивляться. Ведь, если не ошибаюсь, Барт придерживался той теории, что любой текст - это интертекст, лоскутное покрывало из уже виденного, слышанного, читанного когда-то. К тому же, как Вы верно подметили, он пишет в духе своего времени, прокладывая мост от постструктурализма к постмодернизму.
Да, да, я именно это и имела ввиду - интертекстуальность свойственна и постструктуралистам, и постмодернистам, так что ничего другого я и не ожидала. И, пожалуй, мне даже нравится рассматривать такое лоскутное одеяло, но только если сшито оно искусно. С Бартом в этот раз не срослось.
Спасибо за комментарий. :)
Нечасто встречаю рецензии на философскую литературу и не могу пройти мимо. Это моя слабость. Поэтому всегда интересно обменяться мнениями на этот счет.
По поводу Барта: наверно, даже не стоит предлагать Вам "Смерть автора", ведь Вы наверняка уже прочитали. Но если нет, то рекомендую.
А что касается "Фрагментов...", мне кажется, что это должно быть необычно и занимательно - рассматривать тему любви сквозь призму семиотического подхода.
"Смерть автора" я как раз не читала, буду иметь ввиду, если захочется вернуться к Барту. Я вообще знакома с ним не слишком хорошо - читала отдельные эссе, ну и теперь вот эту книгу.
Это действительно необычно и, как я уже писала в рецензии, удивительно органично выглядит. Надеюсь, что Вам книга понравится больше, чем мне. :)
Любая книга - приобщение к новому опыту. Я думаю, что-то стоящее можно почерпнуть практически в каждом произведении.
Я полностью согласна. Даже никакая книга может натолкнуть на интересную мысль или заставить пересмотреть взгляды по какому-нибудь вопросу.
Только что столкнулась с тем же самым, но в более ироническом варианте. Перечитывала "Хорошую работу" Лоджа, там как раз главная героиня - филологиня, поклонница структуралистов и иже с ними, отношение к жизни и любви соответствующее. Забавно и грустно одновременно:)
Моя любимая героиня у Лоджа - это итальянская профессорша-коммунистка на собственной вилле и в сапогах от Прадо. :))
Что-то всё вокруг в последнее время напоминает мне про Лоджа. Видимо, пришло время возвращаться. :)