Больше рецензий

Llewpard

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2013 г. 20:30

1K

5

Начну, пожалуй, издалека. Есть такой замечательный советский фильм 1972 года — "Укрощение огня". Не знаю, многие ли смотрели его — хочется верить, что многие. Прекрасный фильм, описывающий историю освоения космоса в СССР. В фильме образ главного героя, Андрея Башкирцева — это некий собирательный портрет десятков советских конструкторов авиационной и ракетной техники. И биография этого вымышленного персонажа — своеобразное обобщение жизней всех тех людей (главным образом, самого С.П. Королёва), которые в двадцатые годы прошлого века зачитывались лекциями Циолковского и запускали первые самодельные ракеты, а в шестидесятые отправили в космос первого человека. В фильме прекрасно передана страсть этих людей, которая позволила им преодолеть все преграды, лишения, трудности на пути к заветной цели. В романе Александра Бека эта же страсть конструктора, самоотдача на грани возможного, показана, пожалуй, еще ярче — но называется он все же "Талант".

Как и в случае с Башкирцевым в "Укрощении огня" образ Бережкова, вымышленного героя романа — это обобщение биографий десятков, даже сотен конструкторов, которые родились еще в Российской Империи, прошли через смуту 1914-1917 годов и через хаос Гражданской войны, нашли, пусть и не сразу, свое место в жизни и вложили душу в свои творения — первые советские авиационные двигатели.

У Александра Бека получилась изумительная, очень живая, увлекательная и законченная книга. "Круглая", если выражаться терминологией Толстого, гармоничная — ни убавить, ни прибавить. Чего бы не касался автор — характеров главных героев, исторических событий или бытовых реалий того времени, размышлений над самой сутью творчества конструктора — все это удается ему так легко, так правильно, так ярко, что книга цепляет просто неимоверно.

"Конструкторски разработать идею, найти ей выражение в металле, сделать из идеи вещь, пустить ее в ход — вот в чем для меня прелесть жизни, прелесть творчества".


Интересно даже просто читать о том времени, об этом изломе эпох, если хотите. Но все же главная тема книги — поиск. Даже не поиск человеком себя — здесь несколько сложнее... У Бережкова страсть к конструированию, к механизмам, к двигателям была с ранних лет, и это во многом предопределило его жизненный путь, поэтому и говорить о поиске себя не стоит. Скорее, речь идет о поиске человеком места, где та самая страсть изобретателя, страсть конструктора нашла бы применение. О поиске места своему таланту. Отсюда — и название книги.

"Для инженеров жизнь есть яростное стремление вперед: инженер, человек техники, кто хочеть жить вместе с веком, никогда не должен отставать от времени, от экспресса современности".


Бережков находит такое место не сразу. Большая часть его жизни — поиск, череда неудач. А все из-за того, что он не идет торным путем, как его друзья и коллеги — живой склад ума заставляет его искать иные дороги. И здесь не обошлось без толики поучения. Бережков не сразу принимает реалии нового, социалистического общества. Он постоянно твердит — мол, я буду сам себе хозяин, вольный творец, независимый конструктор. Ведь это так логично, так просто! Если ты буквально фонтанируешь идеями, почему бы своими силами не воплотить их в металле, не заставить приносить доход? Но раз за разом Бережков в этом противостоянии проигрывает — общество не терпит одиночек. И он в конце концов смиряется — для этого ему приходится пересилить себя, влиться в ту систему, которой он до этого не принимал. Буквально заново пройти путь от младшего чертежника до ведущего конструктора, пересмотреть взгляд на многие вещи, понять, открыть для себя то, что, казалось бы, и так лежало на поверхности. И лишь после этого обрести свое место в жизни.

Советская литература примечательна тем, что в ней, так или иначе, в то или иное время, были воспеты почти все профессии, даже самые неромантичные, обыденные и банальные. За это ее можно любить или не любить, но, по-моему, это неплохо. Действительно, ну кто сейчас напишет книгу о шахтерах? Или о сталеварах? А ведь такие книги тоже должны быть. Чтобы прочитал — и начал гордиться, что ты работаешь на заводе. Или что вкалываешь в карьере на экскаваторе. Ну, я к примеру. Такие книги по-своему мотивируют, хотя сейчас воспринимаются по большей части с улыбкой.

Быть может, и романтика такой профессии, как инженер-конструктор — это тоже пережиток советских времен. Но мне, пусть сам я конструктор без году неделя, роман Бека очень запал в душу. Как часто бывает после прочтения биографий, реальных или вымышленных, после него остается уверенность в будущем, некая душевная легкость. И как-то проще становится верить, что, через какие бы тернии ни вела жизнь, каждый, кто всего себя отдает любимому делу, рано или поздно найдет место своему таланту.

Прочитано в рамках игры "Спаси книгу — напиши рецензию". Тур №16.